Главная / История

История бийского трамвая

Начало истории трамвая в г.Бийске относится к 1960 году и связано с окончанием строительства Бийского химического комбината.

Именно тогда остро встал вопрос об организации трамвайного парка для перевозки рабочих, и было решено организовать такую службу, как транспортный цех химического комбината.

Укладка первого участка трамвайного пути началась в конце 1958 года и продолжалась весь 1959 год. К началу 1960 года укладка рельсов и установка контактной сети была закончена. Так началась история Бийского трамвая.

Первым директором трамвайного парка был Семиков Константин Григорьевич (с 20.04.1960 по 05.08.1964г.г.) именно он, и инженер службы подвижного состава В.Степанов 24.04.1960 года на трамвае, полученном с Ленинградского вагоностроительного завода, провели первую обкатку нового трамвайного пути. Группа водителей в количестве 25 человек обучалась в г.Новосибирске.

13 июня 1960 года в 6.00 часов на линию вышло пять вагонов типа КТМ-1 Усть-Катавского вагоностроительного завода. Первый трамвайный путь «Западное кольцо-Маяковская» был всего 10,6 км. По планам строительства городского трамвая до 1.11.1961 года трамвайная линия должна была дойти до завода «Продмаш». Вторую очередь трамвая объявили городской ударной стройкой, но дела разворачивались крайне медленно. В связи с этим Горисполком признал необходимым широко привлекать население города, коллективы предприятий и учреждений на строительства трамвая.

К началу 1964 года закончились основные работы по строительству второй очереди трамвая (5,6 км). Шли работы по подготовке и   строительству третьей очереди городского трамвая от пер. Коммунарского до Лесозавода. Таким образом, трамвайный путь должен был пройти с одного конца города до другого, что окончательно разрешило бы проблемы с пассажирскими перевозками в черте города и его основных промышленных районов.

Постановлением Алтайского крайисполкома № 654 от 03.10.1964 года трамвайное управление было передано Бийскому Горпромхозу на правах самостоятельного предприятия и относилось к Министерству ЖКХ.

В 1965 году начинаются работы по строительству трамвайного пути в Заречье.

6.11.1970 года по 5 маршруту с Коммунарского до Льнокомбината пошли первые поезда.

В 1970-1971 годах путейцы уложили более 600 тонн рельсов среднего и тяжелого типа, т.е. столько же, сколько их было уложено за 10 лет существования парка. 1000 тонн гравия ежегодно укладывались в путь взамен легкого балласта ранее уложенного. Все это позволило увеличить скорости движения и иметь плавный, сравнительно бесшумный ход. Трамвайное полотно укладывалось рельсами по 50 и 100 метров длиной, тогда как в первое время их длина состояла только 12 метров. За счет плавности хода, уменьшается количество ремонта и затрачиваемой на 1 км. Пути электроэнергии.

Начиная с 1979 года службой пути проводились работы по планомерной замене деревянных шпал на железобетонные. В 1982 году новые ж\б шпалы были уложены на 5 км пути, а всего по городу к этому времени были заменены шпалы на пятой части путей. Одновременно с этим, убирались легкие рельсы и устанавливались рельсы более тяжелого типа. Уход за новыми участками пути был более прост, и скорость движения поездов на них значительно возросла. Например, обновление стальной колеи в районе Табачной фабрики позволило увеличить скорость поездов с 10 до 40 км/ч.

На современном этапе служба пути включает в себя 2 бригады, у каждой из которых свои функции. Механизаторы подвозят рельсы, шпалы, щебень осуществляют погрузку и отгрузку материалов. Бригада капитального ремонта каждую весну, лето, осень основательно ремонтируют отдельные участки пути. Аварийная бригада говорит сама за себя. Когда неожиданно лопаются рельсы, расходятся стыки на помощь приходит аварийная бригада.

Современная техника немного облегчает работу путейцев, появились электрошпалоподбойки, костылезабивщики, которые частично заменили тяжелый ручной труд. Большое внимание уделяется  сварке стыков и шлифовке рельсов, так как ровный бысстыковый путь позволяет более комфортабельной и бесшумной сделать поездку.