Главная / Новости / Смертельный пятачок

Смертельный пятачок

15 Февраля 2017

Таковой имеется практически в каждом городе России, где аварии происходят с ужасающей регулярностью.

Существуют ли так называемые гиблые места на дорогах России, или это миф, который можно списать на безграничную фантазию водителей, желающих загладить свою вину за грубое нарушение ПДД?

Думается, многие задавались вопросом: почему в одних местах на обочинах – только деревья, торговые палатки и АЗС, а в других – кресты, смятые рули и пластмассовые цветы, привязанные к дереву, – в память о погибших здесь автомобилистах? Таких мест в России немало. С чего бы это люди все время здесь бьются? Напасть какая–то, или с дорогой что–то не так?

О том, что такие некие «заколдованные» места на дороге бывают, мне рассказал мастер спорта СССР по ралли Дмитрий Беляков. Он в свое время работал испытателем на полигоне МАДИ под Зеленоградом. Как–то ему и коллегам поставили задачу: выяснить, почему на одном из участков дороги постоянно происходят аварии. Испытатели изучили трассу, как говорится, вдоль и поперек, и выяснили, что ошиблись дорожные строители. На одном из участков, ближе к краю, трасса имела подъем. Получалось движение под наклоном, и стоило водителю увеличить скорость, как машину бросало на встречную полосу. При этом никаких предупреждающих знаков об опасном участке на дороге не было. Как только покрытие выровняли, аварии прекратились.

По такому же принципу действовали и власти Подмосковья, когда на участке трассы Люберцы – Лыткарино количество ДТП, что называется, начало зашкаливать. Полтора километра дороги, проходящей через еловый лес, местные жители называли «дорогой смерти» – так много было крестов по обе стороны дороги, как и обломков машин – следов случившихся ДТП. Однако власти Подмосковья не стали выяснять: было ли здесь древнее захоронение, существует ли аномальная зона, пересекающая шоссе, и т. д. На въезде на «дорогу смерти» появились знак «Опасный участок дороги», новый асфальт и несколько «лежачих полицейских». Число аварий резко пошло на убыль.

Справедливо было бы так поступить со всеми изъянами отечественных дорог, на которых, по данным Генпрокуратуры России, в день совершается около 200 ДТП. Некоторые из них с такими тяжкими последствиями, что разрывают сердце. Пример тому – недавняя жуткая авария в Югре, в которой погибли двое взрослых и десять детей. Трагедия произошла на 926–м км федеральной трассы Тюмень – Ханты–Мансийск: автобус столкнулся с грузовым автомобилем и двумя легковыми машинами. Из 32 человек, находившихся в автобусе, 29 были дети.

Разумеется, на события повлияла погода: 35–градусный мороз, метель и снег буквально парализовали регион. Однако местные говорят, что трассу давно обещали отремонтировать, и потому задаются вопросом: сколько нужно еще смертей и просьб, чтобы привести эту дорогу в порядок? Как известно, по качеству автомобильных трасс у России 123–е место в мире. По сравнению с предыдущими годами ничего не изменилось. В 2014 году мы занимали 124–е место, в 2015–м – также 123–е. Стабильность – наше все.

Однако, как ни парадоксально, порой аварии случаются не на плохих дорогах, а на участках, которые просматриваются на несколько километров, где нет резких поворотов, зон ограниченной видимости, крутых спусков и подъемов. Однако именно на них компактно сосредоточены «черные метки ДТП», как порой называют стоящие вдоль трасс памятники.

Практически в каждом городе России есть свой «смертельный пятачок», где аварии происходят не только с ужасающей регулярностью, но и, как правило, с невероятно трагическими исходами. Как объяснить тот факт, что на набережной Яузы постоянно «ныряют» в воду машины? Или отчего так часты ДТП в одном и том же месте – между 8–м и 10–м км Кутузовского проспекта, недалеко от поворота на Минскую улицу?

«Заколдованным» считают местные жители 205–й километр автодороги Москва – Холмогоры, где каждый месяц – не менее двух тяжелых аварий. Поговаривают, что раньше тут было кладбище. И без мистики понятно, что условия для движения транспорта здесь неблагоприятные – сразу после крутого поворота дорога как бы наклоняется к обочине. И если идет сильный дождь, то машину просто заносит в кювет.

Сотрудники ГИБДД Нижегородской области обеспокоены частыми дорожными трагедиями в Романовском лесу, что раскинулся неподалеку от города Городца. С чем они связаны, непонятно, однако бьются здесь машины регулярно: 7–10 аварий в месяц и до десятка смертей ежегодно.

У сотрудников ДПС свои объяснения «мистики»: «Ничего загадочного на наших трассах нет. Есть, к сожалению, прежде всего невнимательность водителей, несоблюдение скоростного режима, игнорирование дорожной разметки или неисправность эксплуатируемых транспортных средств. Особенно на так называемых гиблых местах, которые мы называем «очагами аварийности».

И все же к мнению ученых, которые твердят о неких аномальных зонах, сотрудникам ДПС приходится прислушиваться. По данным исследований, на этих участках совершаются 20–40% ДТП, хотя их протяженность составляет всего 2–5% протяженности всех дорог. К тому же уж слишком странный характер у некоторых аварий. Одни водители начинают рассказывать, что исправный автомобиль вдруг перестает реагировать на педаль тормоза. Другие – что их будто парализовало так, что руль не повернуть. Третьи, будучи абсолютно трезвыми, перестают замечать предупреждающий знак или сигнал светофора… Секундного замешательства вкупе с отказом техники вполне достаточно для аварии.

Нередко наблюдения ГИБДД и версии исследователей аномальных явлений совпадают друг с другом. Примечательный факт: еще в начале 1970–х годов в ГАИ МВД СССР пришли к заключению, что на некоторых участках дорог аварийность в 2–4 раза превышает среднестатистическую по стране. Именно тогда и отметили парадоксальную ситуацию: значительная часть необъяснимых аварий при этом происходила на участках с хорошей видимостью и приличным асфальтовым покрытием…

Ученые поясняют: на поверхности нашей планеты есть участки, которые по своим природным свойствам выделяются из окружающего пространства. В таких зонах, возникших из–за неоднородности строения земной коры, отмечаются изменения ряда характеристик, в том числе влияющих на здоровье человека. Человек в таких местах нередко начинает вести себя неадекватно: у него внезапно появляются необъяснимая тревога, усталость, повышается давление, учащается сердцебиение, ноги сводит судорога, плохо работают или не работают вообще электронные приборы.

О подобных аномалиях было известно еще нашим предкам, которые учитывали это при выборе мест для жилья. Например, особое внимание обращали на поведение домашних животных – «там, где легли овцы, строй дом». Поэтому большинство наших старинных городов и сел, а особенно храмов и монастырей, расположено очень удачно. Древние люди также знали «чертовы места», в которых нельзя было селиться. Искривленные, дуплистые, высохшие или сгнившие стволы и ветки деревьев испокон веков были знаком плохого места. Если здесь что–то и строили, то только темницы и ямы для преступников.

Влияние таких аномальных зон на дорожную безопасность давно признали за рубежом. С начала 1980–х годов многолетние, обстоятельные и строго научные исследования на эту тему проводились в США, Германии, Канаде, Австрии, Франции, Англии и Швейцарии. Они полностью подтвердили предположения, что аномальные зоны могут представлять смертельную опасность на дороге, о чем, по мнению специалистов, и нужно предупреждать. В Германии, например, рядом со знаками «Осторожно, геопатогенная зона» вывешивают таблички с надписью «Опасность неизвестного происхождения», которые заставляют законопослушных немецких водителей быть внимательнее на трассе.

Есть такое предупреждение и у нас. Оно находится на Киевском шоссе. Аналогов тому информационному щиту нет. Статистика страшных ДТП на этом внешне ничем не примечательном участке дороги действительно пугающая, однако научного объяснения ей пока нет. Всего три километра трассы перед поселком Киевский, если ехать в сторону Москвы. При разрешенной скорости 90 км в час отрезок можно преодолеть за две минуты, но и этого времени кому–то бывает вполне достаточно, чтобы в память о посещении аномальной зоны на обочине появился еще один венок.

К слову, после появления грозного предупреждения ДТП с пострадавшими не стало. Ученые утверждают, что такие щиты необходимы на федеральной трассе «Урал» и дороге от Москвы до Самары, где есть километровые участки, на которых произошло более десяти аварий с жертвами. Да и к дорогам Подмосковья, по мнению исследователей аномальных зон, необходимо присмотреться повнимательней.

Примечательный факт: несколько месяцев назад президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, которым установлено понятие «аварийно опасный участок». Этот закон обязывает региональные и местные власти, а также владельцев частных автодорог ежегодно утверждать перечни аварийно опасных участков и вырабатывать меры по устранению причин и условий возникновения ДТП. Согласно документу аварийно опасным участком дороги считается тот, на котором в течение отчетного года произошли три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Законом также предусмотрено создание сайта, на котором водителям предоставляется информация об особо опасных участках дороги, а аварии происходят наиболее часто. Там же – услуга «обратной связи», где граждане делятся наблюдениями об опасных участках дороги.

Неизвестно, как скоро ученые разберутся в той «чертовщине», которая превращает некоторые участки отечественных трасс в гиблые места. Хорошо бы, не дожидаясь разгадки, пометить стабильно опасные места специальными знаками для водителей, разместить на них «лежачих полицейских», дорожные ограждения и т.д. Все меньше будет бед на наших дорогах.

Владимир ГОНДУСОВ

На снимке: первый «аномальный» щит, установленный в Московской области (69–й км Киевского шоссе)

Источник: http://transportrussia.ru/item/3436-smertelnyj-pyatachok.html