Главная / О предприятии

О предприятии

История трамвая в г.Бийске относится к 1960 году  и связана с окончанием строительства и пуском Бийского химического комбината.

Именно тогда остро встал вопрос об организации трамвайного парка для перевозки рабочих, и было решено организовать такую службу, как транспортный цех химического комбината.

Укладка первого участка трамвайного пути началась в конце 1958 года и продолжилась весь 1959 год. К началу 1960 года укладка рельсов и подвеска провода была закончена. Первым директором трамвайного парка был Семиков Константин Григорьевич. Именно он и инженер службы подвижного состава В. Степанов 24 апреля 1960 года на трамвае, полученном с Ленинградского вагоностроительного завода, провели первую обкатку нового трамвайного пути. Группа водителей из 25 человек обучалась в г. Новосибирске. К июню 1960 года в трамвайном управлении была закончена заготовка билетов, распределение смен, обкатка всех вагонов. 13 июня 1960 года в 6часов утра на линию вышло пять вагонов типа КТМ – 1 Усть – Катавского вагоностроительного завода. Через каждые пять минут со стороны переезда в сторону остановки «Западное кольцо» проходил поезд. Движение трамваев заканчивалось в 0 часов 30 мин. Протяженность первого трамвайного пути «Переезд» («Маяковская») - «Западное кольцо» 10.6 км. Так началась история Бийского трамвая.

По планам строительства городского трамвая  до 1ноября трамвайная линия должна была дойти до завода «Продмаш». Вторую очередь трамвая объявили городской ударной стройкой, но дела разворачивались крайне медленно. В связи с этим Горисполком признал необходимым широко привлекать население города, коллективы предприятий и учреждений на строительство трамвая.

К началу 1964 года закончились основные работы по строительству второй очереди трамвая. Шли работы по подготовке к строительству третьей очереди городского трамвая, от переулка Коммунарского до Лесозавода. Таким образом, трамвайный путь должен был пройти с одного конца города до другого, что окончательно разрешило бы остроту вопроса с пассажирскими перевозками в черте города и его основных промышленных районах.

В 1965 году начинаются работы по строительству трамвайного пути в Заречье. 6 ноября 1970 года, по 5 маршруту, с Коммунарского до Льнокомбината пошли первые поезда.

Десять лет со дня пуска трамвая в городе, трамвайная линия пересекла город с запада на восток. Общая протяженность трамвайной линии достигла 50 км.

К 1980 году действующая ныне трамвайная сеть была в основном закончена. Было открыто шесть маршрутов, протяженность рельсовой сети составила 70,8 км, построено трамвайное депо для ремонта 100 единиц подвижного состава и восемь тяговых подстанций.

Работа водителей трамвая никогда не была легкой. Но особенно сложной она была в первые годы трамвайного управления. Многие бийчане еще помнят трамваи марки «МС» (питерские – ленинградские), еще их называли «коробочки». Трамваи без дверей и с тамбурами. Сначала нужно было зайти в тамбур, а потом открыть дверь в вагон. Вагон состоял из боковых деревянных скамеек и кондукторского места. По воспоминаниям водителей, в кабине было очень холодно, на себя одевали всё, что могли (стяженные брюки, полушубки). Стекла в кабине постоянно замерзали, поэтому всегда возили мешочек с солью, чтобы протирать лобовое и боковое стекла. Ноги постоянно находились на печи, но снег с валенок, даже к концу смены, не таял. Работали почти круглосуточно. В 5 часов утра выходил первый трамвай, а в 3 часа ночи заходили в депо. Специальных автобусов, чтобы развозить людей после смены, не было. Если не успевали уехать домой на трамвае, тогда шли отдыхать в комнату отдыха. Если утром не хватало кондуктора или водителя, то наставники смены шли в комнату отдыха будили людей и опять отправляли на работу. Сейчас водителям работать стало намного легче. Не легче приходилось и рабочим депо. В самом начале им пришлось быть и монтажниками, и грузчиками, и строителями. Сами получали оборудование, сами его устанавливали, достраивали производственные помещения. До 1963 года вагоны приходилось ремонтировать летом на улице. Специальной техники для ремонта не было. Колесные пары выкатывали из под вагонов вручную, затем грузили на автомашину и везли их в РМЦ Треста, где стоял токарный станок, на котором протачивались бандажи колесных пар. В современном депо многое делается своими силами.

В МУП г. Бийска «Трамвайное управление» на 1 января 2015 г. работает 601 человек. Все это грамотные специалисты, любящие свою работу.

В состав предприятия входят несколько подразделений:

  • Депо – занимаются ремонтом и подготовкой подвижного состава перед выездом на линию.
  • Служба пути – обслуживают и ремонтируют путь.
  • Энергослужба – обеспечивает подачу электрического тока движущему трамваю. Если хотя бы на одну минуту прекратится подача – движение сразу остановится.
  • Отдел эксплуатации – в состав входят водители и кондуктора трамвев.
  • Служба движения – составляет расписания трамвая и следит за его выполнением.

13 июня 2010 г. Бийскому трамваю исполнилось 50 лет.

Трамвай является экологическим видом транспорта. От него нет не выхлопов, не газов, что очень важно для нашего города.