Главная / Интересное о трамваях / Как Прага пересела на общественный транспорт

Как Прага пересела на общественный транспорт

25 Октября 2015

Сложно поверить в то, что половина жителей Праги пересели с личных автомобилей на общественный транспорт. И это при статистике, что на каждого второго жителя города приходится 1 автомобиль. По статистическим данным, каждый житель Праги в среднем совершает 950 поездок в год.

Экологическая обстановка в городе стала значительно лучше. Как же сумели убедить горожан пересесть на общественный транспорт?

Прежде всего, это точность движения транспорта. В наш век люди дорожат временем, а пробки на дорогах зачастую нарушают планы и приводят к пустой трате времени.  Если в Праге трамвай опаздывает на 1 минуту, а автобус на 2, то это уже ЧП. Так как трамвай не зависит от пробок, у него достаточно большая популярность. За помеху этому виду транспорта на водителя автомобиля может быть наложен штраф до 100 евро и 2 штрафных очка. При накоплении у водителя 12 штрафных очков, его лишают водительского удостоверения. Если авария всё же случилась, полицейские на место аварии с общественным транспортом прибывают почти мгновенно.

На каждой остановке трамвая есть расписание движения, на котором видно движение транспорта.

В часы пик сокращается интервал движения транспорта. В это время на линии выходят больше трамваев, автобусов и составов в метро. В общественном транспорте  Праги никогда не бывает давки. Прежде чем идти на остановку, горожане смотрят расписание. Визитка общественного транспорта в Праге, это доступность и точность.

На компьютере или с помощью мобильно телефона можно проложить маршрут и попасть в любой уголок города в назначенное время. Это ценится местными жителями. Конечно, Прага это не Москва и наладить бесперебойную работу общественного транспорта здесь проще, тем не менее, властями города была проделана большая работа по созданию стабильной работы трамваев автобусов и метро.

Недорогая системы оплаты в общественном транспорте и возможность оплатить проезд через мобильный телефон, также вносят свой положительный вклад в популяризацию трамвая и автобуса.

На линиях работает контроль. Контролёры могут штрафовать не только пассажиров, но и водителей. Во внимание берётся внешний вид водителя, в случае конфликтных ситуаций их поведение и реакция на проблему. Контролёры по внешнему виду не отличаются от пассажиров.

Трамваи, автобусы и метро в Праге принадлежат одной компании, которая в свою очередь находится в собственности самого города.

Подвижные составы трамваев в основном из социалистического прошлого. Это стало частью жизни горожан столицы. Что интересно, метро в Праге не нанесло ущерб популярности трамвая. Общая длина трамвайных путей в столице составляет 141 км.

Кстати, чтобы пересесть с трамвая на автобус или наоборот, уходит не больше 20-30 сек. Все трамвайные и автобусные остановки расположены друг от друга в максимальной близости. То же самое, касается метро. Когда человек выходит из метрополитена, он видит, какой транспорт стоит на остановке или подходит к ней.

Движение общественным транспортом в Праге регулируется телеметрической системой. У каждого водителя есть свой бортовой компьютер, радиосвязь, возможность передачи звуковой и цифровой информации и постоянный контакт с диспетчерской, не смотря на то, что многие трамваи достаточно устаревшие.

Принцип телеметрической системы такой: на каждом вагоне установлен модуль, посылающий сигналы инфрамаякам (их в городе около 250), расположенным примерно через каждые 5—10 минут движения. С маяка информация в виде радиосигнала передается в информационный центр. Чтобы охватить Прагу сигналом, используют 19 стационарных радиостанций.

У диспетчера, трамваи, идущие по маршруту, на мониторе видны в виде цветных квадратиков. Зелёный – укладывается в график, жёлтый – небольшое опоздание, белый – большое опоздание. Диспетчер следит за движением и в случае необходимости подгоняет опоздавших или помогает решить проблему на линии.

Если опоздание на маршруте было по вине водителя, его первый раз предупреждают, а затем штрафуют. Причём каждый последующий штраф больше предыдущего на 50 крон. Чтобы этого не происходило, бортовая система предупреждает водителя, когда надо тронуться от остановки. Задержка допускается не больше 20 секунд.

К водителям общественного транспорта предъявляют высокие требования, начиная от внешнего вида, заканчивая медицинским отбором. Там часто работают специалисты с высшим образованием, которые не смогли найти работу. Из вагоновожатых, женщин работает не более 10%.

В Праге подумывают закрыть центр города от автомобилей и оставить там только трамвай и метро, но пока не могут осмелиться это сделать. В Евросоюзе следят за транспортной системой этого города, чтобы перенять её опыт.

Так благодаря созданию отлаженной и бесперебойной совместной работы, в Праге удалось пересадить около половины жителей с личных автомобилей на общественный транспорт.