Главная / Интересное о трамваях / Трамвай: исторические хроники

Трамвай: исторические хроники

22 Июля 2016

Первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая в частности была конка: городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными чаще всего одной или двумя лошадьми (реже использовались мулы и зебры).

Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе в 1828 году, в Нью- Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1835 году. Однако по настоящему успешными конные железные дороги стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрел рельсы с желобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. Это изобретение оказалось незаменимым на городских улицах и фактически используется до сих пор.

В 1922 году в Амстердаме на одном из последних маршрутов конки лошади были заменены автобусами. К нему сзади цеплялся вагон конки. Во избежание путаницы на автобусе устанавливалась табличка «трамвай». В таком виде маршрут просуществовал четыре года, после чего рельсы были сняты, и по маршруту стали ходить обычные - «не трамвайные» - автобусы.

Очень долго - до 1956 года - конка (вернее «мулка», так как вместо лошадей использовались мулы) «продержалась» в мексиканском городе Селая. А на острове Мэн (Великобритания) конка функционирует до сих пор.

Прототипом электрических трамваев (а равно и электровозов) стала машина, созданная германским инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки. Скорость ведомого локомотивом поезда составляла 6,5 км/ч. Масса локомотива составляла четверть тонны. К локомотиву цеплялись четыре вагона, каждый из которых имел шесть посадочных мест.

Первый изобретатель-практик - русский ученый Федор Пироцкий еще в 1876 году на участке железной дороги между Белоостровом и Сестрорецком испытывал принцип передачи электроэнергии по рельсам. В 1880 году были проведены опыты, необходимые для начала широкого применения электро-движения в городском транспорте. 22 августа (3 сентября) 1880 года он сумел «двинуть» (как выражались тогда в газетах) на электрической тяге настоящий вагон конки с империалом.

Первый трамвай в Российской империи пустили 2 мая 1892 года в Киеве, строил его инженер А.Е. Струве. Затем он появился в Нижнем Новгороде, Елисаветграде, Витебске, Курске, Одессе, Казани, Твери, Екатеринодаре, Екатеринославе. На Северном Кавказе первые трамвайные линии появились в Пятигорске (1903) и во Владикавказе (1904). В азиатской части России первая трамвайная линия была открыта 9 октября 1912 года во Владивостоке.

Старейший трамвай в современной России находится в Калининграде. Во время открытия электрического трамвая в 1895 году (конка существовала с 1881 года) этот город назывался Кенигсбергом и принадлежал Германии.

Появление первых трамваев в США произошло независимо от Европы. Изобретатель Лео Дафт начал эксперименты с электрической тягой в 1883 году, построив несколько небольших электровозов. В 1886 году ему удалось создать работоспособную систему - вместо третьего рельса стала применяться двухпроводная контактная сеть. Ее и можно считать прообразом изобретенных позднее троллейбусных контактных сетей.

Другим пионером трамваев в Америке был Шарль Ван Депуле. Узнав об успехе электровоза Сименса в Германии, он устроил демонстрацию собственного экспериментального электрического вагона в 1883 году на промышленной выставке в Чикаго. Его эксперименты вызвали интерес, и к 1886 году в пяти городах США и одном городе Канады работали трамваи его системы.

В Азии трамвай появился в самом конце XIX века. Первым городом Восточной Азии, который обзавелся этим средством транспорта, в 1895 году стал Киото. В 1899 году трамвай появился в Сеуле, несколькими годами позднее - в Гонконге и Токио.