Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Внутренние повреждения при дтп

Виды экспертиз в результате ДТП

Итак, после ДТП инспектор назначил проведение экспертизы. Следует понимать, что «экспертиза» после аварии – понятие весьма широкое, включающее:

  • разные виды диагностики самого авто, в том числе и отдельных деталей;
  • оценку места происшествия;
  • психологическую экспертизу водителя и других участников аварии (если применимо, включая судмедэкспертизу).

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП подробнее.

Экспертиза обстоятельств происшествия

В профессиональной среде встречается также термин «ситуационная экспертиза по ДТП». Это подвид автотехнической экспертизы, реконструирующий все детали аварии. Инициировать экспертизу обстоятельств аварии (ЭО) может одна из сторон ДТП или суд.

В предмет обследования входят:

  • все возможные фактические сведения о случившемся ДТП;
  • скорость перемещения участников аварии;
  • исправность транспортного средства (ТС), его загруженность;
  • особенности полотна трассы на участке ДТП, погодные условия, состояние окружающей среды;
  • оценка состояния водителей/пешеходов, соответствие их действий ситуации (инженерно-психологическая экспертиза).

Для максимальной эффективности эксперту составляется список вопросов, на которые он должен дать официальный ответ. Собрав и изучив документальную и фактическую информацию, эксперт составляет заключение, которое и станет результатом экспертизы. Заверенное печатью экспертной компании и подписью специалиста, оно может быть предоставлено суду в ходе доказательства и использовано в других случаях.

В ходе экспертизы осуществляется:

  • реконструкция обстоятельств ДТП, для чего производятся технические расчеты и трасологический анализ;
  • определяются участники аварии, их количество, скорость, с которой они двигались, анализируется тормозной и остановочный пути;
  • восстанавливаются действия лиц за рулем, устанавливается соответствие их решений регламенту ПДД и техническим требованиям;
  • выясняются факторы технического плана, способные оказать влияние на устойчивость ТС или его управляемость;
  • диагностируется ТС на предмет его исправности, наличия заводского брака и повреждений;
  • проверяются показания свидетелей и их соответствие результатам анализа места ДТП и участвовавших транспортных средств;
  • анализируются погодные условия на момент аварии;
  • исследуется состояние и качество дорожного полотна на участке;
  • восстанавливается подробная картина аварии, выясняются причины;
  • анализируется положение и передвижение других объектов и участников ДТП (например, пешеходов).

Важный момент в экспертизе ДТП – скрытые повреждения. Далеко не всегда на месте аварии видно все и сразу, например, водитель сдавал назад и немного задел соседнее ТС. Визуальные повреждения минимальны, часто виновник отделывается только небольшой суммой потерпевшему. А последний, приехав впоследствии на СТО, выслушивает вердикт, к примеру, о деформации или проседании фары, что означает несколько иной объем работ. Если найдены скрытые повреждения при ДТП, как зафиксировать их?

Если в ходе ремонта на СТО таковые обнаружились, необходимо провести дополнительную независимую экспертизу:

  • известить о ее проведении страховую компанию, виновника аварии и выбранных независимых экспертов;
  • специалисты проведут анализ повреждений и их связь с ДТП, обозначат размер компенсации.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза при ДТП решает задачу изучения следов на месте аварии и пострадавшем транспорте, механизма столкновения ТС, соотнесения следов с повреждениями. Устанавливаются траектории движения ТС, положение их относительно полотна трассы и друг друга до, после и на момент аварии.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза при ДТП – это один из родов инженерно-транспортной экспертизы.

Процедура делится на три основных подвида:

  • проверка техсостояния (например, экспертиза подушек безопасности автомобиля после ДТП);
  • транспортно-трасологическая экспертиза;
  • инженерно-психофизиологическая.

Может проводиться видеотехническая экспертиза ДТП – анализ видеоматериалов с места происшествия. Как проводится автотехническая экспертиза при ДТП, решает специалист в каждом конкретном случае на основании данных аварии, законов и нормативных актов.

Судебно-медицинская

Такая судебная экспертиза после ДТП может назначаться по запросам следственных органов или ходатайству суда. Обязательно ее проведение в случаях, когда есть потерпевшие в тяжелом состоянии или погибшие в ДТП.

Она отвечает на вопросы о нанесенных людям повреждениях, степени и характере таковых, воссоздает аварийную ситуацию, помогает установить вину участников и возможную причину смерти погибших.

Читаем также:
Ремонт или выплата по ОСАГО в 2019 году
Что делать если виновник ДТП без страховки

Товароведческая экспертиза

В общем случае такая экспертиза представляет собой оценку качественных характеристик объекта, выявление его дефектов и причин возникновения таковых, степени потери качества. Вычисляется итоговая стоимость товара на текущий момент и (опционально) на определенную дату.

Автотовароведческая экспертиза после ДТП нужна при:

  • досудебном решении споров;
  • судебных расследованиях аварий;
  • рассмотрении споров в арбитражных и общих судах;
  • разборе административных правонарушений.

Важна она при уже упоминавшейся ситуации, когда на СТО обнаружены незафиксированные ранее повреждения. Дело в том, что формально страховая компания не обязана оплачивать скрытые повреждения при ДТП по ОСАГО, ведь в документах их нет. Но шанс получить выплату все же есть.

  1. Указание наличия скрытых дефектов при первичной экспертизе. Если специалист даст такое заключение, то с ним можно обратиться в страховую, которая проведет дополнительный осмотр, зафиксирует дефекты и сделает калькуляцию.
  2. Независимая экспертиза. При этом придется обратиться в стороннюю лицензированную компанию, которая осмотрит ТС, опишет повреждения и выдаст заключение. С этой бумагой водитель также идет в страховую, которая обязана будет компенсировать ущерб.

Комплексная экспертиза

Эта разновидность экспертизы проводится в ситуациях, когда у сторон возникли спорные вопросы. Привлекаются специалисты в соответствующих областях, на основании их заключений формируется итоговый обобщающий документ. Делается экспертиза скорости при ДТП, технического состояния ТС, обстоятельств, другие необходимые исследования.

Комплексный вариант позволяет более подробно оценить детали ДТП. Например, экспертиза колеса при ДТП с опрокидыванием поможет точно определить, было ли вызвано опрокидывание ТС повреждением покрышек, или чем-то иным, уточнит порядок маневров авто и действий водителя. Комплексная экспертиза при ДТП может считаться синтезом всех видов экспертиз.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы. 

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Кто и для чего определяет степень тяжести вреда здоровью

Если автолюбитель спровоцировал дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, то в зависимости от тяжести вреда причиненного жизни и здоровью потерпевших будет определена мера наказания для него. Определить тяжесть, нанесенного вреда здоровью, можно только после проведения судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза участников ДТП – это регламентированное законом исследование потерпевших при столкновении с целью определить степень причиненного вреда их здоровью, а также жизни. Судебно-медицинская экспертиза может проводиться только в судебно-медицинских учреждениях государственной формы собственности.

Судебно-медицинскую экспертизу проводят по письменному постановлению выданному: следственными органами полиции, органов дознания прокуратуры или судом. Проводить экспертизу может врач, имеющий квалификацию судебно-медицинского эксперта, и являющийся штатным сотрудником судебно-медицинского учреждения.

Для проведения специальной судебно-медицинской экспертизы постановлением следователя или суда формируется комиссия экспертов, в которую входят судмедэксперты и врачи узкой специальности. При проведении экспертизы все участники комиссии имеют одинаковые права, обязанности и ответственность.

Комиссия экспертов формируется с обязательным участием врача акушера-гинеколога, когда в автоаварии пострадала беременная женщина и через некоторое время потеряла ребенка. В экспертном заключении комиссии должно быть подтверждение причинно-следственной связи между этими событиями.

Если у потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии наблюдаются симптомы психического расстройства, то постановлением созывается экспертная комиссия с участием врача-психиатра.

Когда пострадавший после аварии начал принимать токсические вещества, то в комиссию обязательно включают врача-токсиколога. При подозрении, что последствия ДТП привели к приему наркотиков, один из членов комиссии обязательно должен быть наркологом.

Под понятием «вред здоровью» понимают нарушение целостности органов, систем и тканей человеческого организма, а также функциональные изменения в работе конечностей или органов либо психические расстройства и заболевания наркоманией или токсикоманией в результате автомобильной аварии.

Какая степень тяжести при ДТП?

Законодательство выделило только три степени тяжести:

  • тяжкий;
  • средний;
  • легкий.

В зависимости от того какую степень вреда здоровью потерпевшего, причинил виновник дорожно-транспортного происшествия, такую ответственность он понесет. За причинение тяжкого вреда здоровью или жизни предусмотрена уголовная ответственность. Водителя, в зависимости от обстоятельств дела, могут лишить свободы на срок от 3 до 9 лет, а также временно изъять удостоверение на 3 года.

При причинении среднего или легкого вреда здоровью участника аварии наступает административная ответственность.

Если определена средняя тяжесть, то по решению суда виновник может уплатить административный штраф в размере от 10 тыс. рублей до 25 тыс. рублей или его лишат водительских прав на срок от 1,5 года до 2 лет. Когда причинен легкий вред, то предусмотрен штраф от 2,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей или временное лишение прав на срок от 1 до 1,5 года.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Первые действия при ДТП

При столкновении автомобиля человек, находящийся в салоне и имеющий свободу передвижения, продолжает двигаться со скоростью, с которой двигалась машина. Поэтому сила удара тела о детали автомобиля является очень сильной, и травмы при ДТП в большинстве случаев довольно опасны.

Это могут быть ушибы, переломы, вывихи, повреждения черепа и мозга, разрывы внутренних тканей, внутренние и внешние кровотечения. Наиболее часто (в 2/3 случаев) травмируется голова, в каждой 10-й аварии страдают нижние конечности, в каждой 12-й —руки.

Порядок действия участника ДТП прописан в двух документах: Правилах дорожного движения Российской Федерации (от 23.10.2003) и Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (от 7.05.2003).

При наличии пострадавшего следует произвести следующие действия:

  1. Включить аварийный сигнал и поставить знак аварийной остановки (на расстояние 15 м от авто в населенном пункте, на расстоянии 30 м — вне населенного пункта).
  2. Поставить авто на «ручник».
  3. Заглушить мотор.
  4. Оставаться на месте аварии.
  5. Осуществить вызов бригады скорой помощи, независимо от того, есть ли угроза для его жизни.
  6. Позвонить в ГИБДД, сообщив о факте ДТП. При наличии травмированных это нужно делать в обязательном порядке.
  7. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
  8. Если собственноручно оказать медпомощь не удается, искать среди прохожих, участников, свидетелей аварии человека, который сможет это сделать.
  9. Если есть другие транспортные средства (ТС), которые могут доставить травмированного в медучреждение, то необходимо отправить его в больницу на них.
  10. При отсутствии других транспортных средств отвезти травмированного в ближайший травмпункт на своей машине, но предварительно сфотографировав либо задокументировав иным образом место аварии и зафиксировав место расположения авто, попавших в ДТП. Также необходимо взять контакты других участников аварии и очевидцев. Транспортировка пострадавшего на личном авто участником аварии допускается лишь в экстренном случае.
  11. В больнице назвать свои данные (ФИО, номер ТС) и предъявить удостоверение водителя либо паспорт.
  12. Вернуться на место происшествия и присутствовать при осмотре места аварии работником ГИБДД.