Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Фз 5 статья 7 льготы ветеранам

Лица, имеющие право на получение льгот ветеранов труда на сегодня

В 2004 году в ФЗ «О ветеранах» были внесены изменения, которые коснулись финансирования льгот ветеранов труда. На сегодня федеральное законодательство содержит только перечень лиц, имеющих право на оформление статуса ветерана труда. В соответствии со ст.7 ФЗ «О ветеранах» к ним относят лиц:

  • оформивших удостоверение подтверждающее статус «Ветерана труда»;
  • награждённых знаками отличия в труде, дающее право на присвоение статуса ветерана труда до 30 июня 2016 года и имеющие трудовой (страховой) стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
  • награждённых правительственными наградами за выполнение трудовых обязанностей;
  • имеющих ведомственные знаки отличия согласно утверждённому федеральным законодательством порядку за заслуги в труде в определённой сфере деятельности и имеющие постоянный стаж работы в такой сфере не менее 15 лет;
  • начавшие трудовую деятельность несовершеннолетними в период ВОВ и имеющих трудовой стаж 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Все расходы на финансирование льгот лежат на региональных бюджетах в соответствии с ч.2 ст. 10 ФЗ «О ветеранах».

Изменения федерального закона

<!–

h2

1,0,0,0,0–>

За годы существования ФЗ-5 претерпел ряд значительных изменений, преобразования коснулись и статей закона, которые затрагивают права россиян-тружеников. Значительные коррективы внесли ФЗ №122, 163, 388.

<!–

p, blockquote

3,0,0,0,0–>

7 статья ФЗ №5 указывает:

<!–

p, blockquote

4,0,0,0,0–>

  • кто признается ветеранами труда;
  • какие требования выдвигаются к кандидатам;
  • перечень необходимых наград;
  • порядок присуждения звания.

До принятия изменяющих нормативных актов правила установления ветеранского титула формулировались Президентом РФ, обоснованием признания заслуг считались:

<!–

p, blockquote

5,0,0,0,0–>

  • стаж работы, достаточный для причисления гражданина к пенсионерам по старости или выслуге;
  • ордена, медали, ведомственные благодарности, грамоты.

Присвоение почетного звания

<!–

h3

1,0,0,0,0–>

После вступления в законную силу ФЗ №122 (с 1.01.2005 г.):

<!–

p, blockquote

6,0,0,0,0–>

  • льготный статус закрепился за действующими ветеранами-пенсионерами;
  • требования к новым претендентам остались прежними;
  • исключен пункт, согласно которому Президент устанавливал правила присуждения звания.

ФЗ-163 (19.12.2005 г.) ввел дополнительный пункт 4 (ст.7), передавая полномочия субъектам Федерации по регулированию процедуры присвоения почетного титула и формулировке критериев к соискателям.

<!–

p, blockquote

7,0,1,0,0–>

Ввиду передачи полномочий власти регионов столкнулись с разночтениями.

<!–

p, blockquote

8,0,0,0,0–>

  1. Затруднения выявились по установлению нижнего порога минимального стажа. ФЗ-173 (ст.7) говорит, что гособеспечение по старости назначается лицам, чей возраст достиг 55-60 лет (женщины—мужчины), при этом минимальный стаж для назначения пособия — 5 лет (увеличивается поэтапно до 15 лет).
  2. Ведомственные награды в различных сферах трудовой деятельности и регионах отличаются разнообразием. Поэтому одна и та же награда-поощрение могла служить основанием льготы в одном регионе и не действовать в другом.

С середины 2015 года стал обсуждаться законопроект, подготовленный Минтруда. Основные направления проекта — совершенствование способов соцподдержки, главенствование принципов адресности и нуждаемости.

<!–

p, blockquote

9,0,0,0,0–>

Для устранения расхождений, установления единых предписаний был разработан в декабре 2015 года Федеральный Закон №388. Он внес поправки в пункт 1 статьи 7 Закона №5.

<!–

p, blockquote

10,0,0,0,0–>

Изменения затронули главное — требования к получателям общероссийского ветеранского титула:

<!–

p, blockquote

11,0,0,0,0–>

  • поставлены рамки минимального стажа;
  • даны комментарии по перечню наград, в том числе ведомственных.

Требования закона ФЗ №5 о ветеранах труда (вследствие поправок 388-ФЗ):

<!–

p, blockquote

12,0,0,0,0–>

  • 25 лет (труженикам-мужчинам), 20 (женщинам) — минимальный стаж при рассмотрении обращения о присуждении звания «ветеран труда»;
  • госнаграды уровня СССР, РФ, Президента РФ, ведомственные поощрения за отличия в труде.

Награждения ведомств рассматриваются:

<!–

p, blockquote

13,0,0,0,0–>

  • если учреждены федеральными государственными органами под контролем Правительства РФ;
  • в совокупности с 15-летним стажем (из 20-25 лет общих) в той трудовой сфере, ставшей инициатором награждения.

Исключение сделано для граждан, имеющих значки отличия ведомств, которые получены до 30.06.2016 г., — сохранено право на ветеранство при соответствии по стажу.

<!–

p, blockquote

14,0,0,0,0–>

Условия для лиц, которые трудились в ВОВ будучи несовершеннолетними, остались прежними (35-40 лет работы — женщины и мужчины соответственно).

<!–

p, blockquote

15,1,0,0,0–>

Вследствие нововведений были откорректированы региональные нормативные акты, регулирующие систему присвоения ветеранства.

<!–

p, blockquote

16,0,0,0,0–>

Льготы ветеранам-труженикам

<!–

h3

2,0,0,0,0–>

Несколько статей ФЗ-5 изначально были посвящены социальной поддержке ветеранов разных групп (ВОВ, инвалидов войны и т.д.). 13 статья излагала направления помощи, общие для льготников. Статьи 22 и 23 освещали полный перечень преференций ветеранам труда, военным, сотрудникам госслужбы.

<!–

p, blockquote

17,0,0,0,0–>

Первая редакция статьи 22 ФЗ-5 ветеранам труда предлагала льготы широкого перечня:

<!–

p, blockquote

18,0,0,0,0–>

  • бесплатный проезд любым внутригородским транспортом независимо от местожительства льготника;
  • пригородный и междугородний автотранспорт согласно положениям регионального законодательства;
  • предоставление билетов на железнодорожный и водный транспорт (пригородного назначения) со скидкой в половину стоимости;
  • 50-процентная уступка (по нормативам жилплощади и потребления ресурсов) на ЖКХ-услуги с учетом иждивенцев; радиоточку, телефон, телеантенну, топливо;
  • 30-дневный отпуск без содержания ежегодно;
  • протезирование зубов (бюджетные материалы) без взимания платы;
  • бесплатную медпомощь (государственные клиники);
  • сохранение права на улучшение жилищных обстоятельств даже после прекращения трудовых отношений, участие в приватизационных мероприятиях, акционировании предприятий.

Современная трактовка 22 статьи содержит единственное указание — меры соцподдержки обуславливаются субъектами Федерации.

<!–

p, blockquote

19,0,0,0,0–>

Конкретных выражений преференций, количественных аргументов послаблений федеральный закон не приготовил. Полномочия переданы региональным властям ФЗ-122, который россияне назвали законом о «монетизации льгот».

<!–

p, blockquote

20,0,0,0,0–>

Закон, подписанный Президентом РФ 22 августа 2014 г., был направлен на разграничение полномочий между госструктурами, попутно разделил льготников на федеральных и региональных. Федеральным льготополучателям часть натуральных преференций заменили денежным эквивалентом — доплатой к пенсии ЕДВ. Реформа предполагала, что материальное положение привилегированных граждан не будет ухудшено. Для этого правительствам регионов России дано указание — разработать собственные алгоритмы монетизации. Одни субъекты РФ заменили денежными выплатами привилегии полностью, другие отказались от нововведений или внедрили смешанную систему.

<!–

p, blockquote

21,0,0,0,0–>

С 2005 года утратила силу 23 статья, обозначавшая равные привилегии ветеранам-военным, признанным труженикам, сотрудникам ОВД, прокуратуры, юстиции, судебных органов.

<!–

p, blockquote

22,0,0,1,0–>

№122-ФЗ ввел ст. 23.1, которая стала содержать перечень федеральных льготников, имеющих право на ЕДВ (ввиду монетизации — замены натуральных уступок денежным эквивалентом). Ежемесячные выплаты установлены твердой суммой и индексируются каждый год (например, 2017 г. — индексация с коэффициентом 1,054, 2019 г. — 2,5% с февраля).

<!–

p, blockquote

23,0,0,0,0–>

С этого же года введена статья 23.2. Ее положения направлены на регулирование обеспечения способов соцпомощи, касающихся оплаты жилпомещений, коммунальных услуг и предоставления жилья в виде федеральных субвенций.

<!–

p, blockquote

24,0,0,0,0–>

Современная редакция на 1.01.2019 г. указывает, что это касается ветеранов-пенсионеров других категорий (инвалидов войны, боевых действий, ВОВ), обладателей трудовых ветеранских удостоверений исключает.

<!–

p, blockquote

25,0,0,0,0–>

ФЗ о ветеранах труда ст. 22 и 23 не обозначает льготы в 2019 году заслуженным труженикам.

<!–

p, blockquote

26,0,0,0,0–>

Таким образом, закон о ветеранах труда с изменениями на 2019 год говорит, что соцобеспечение обладателей ветеранского удостоверения по новым правилам целиком зависит от нормативных актов региональных правительств.

<!–

p, blockquote

27,0,0,0,0–>

ФЗ о ветеранах боевых действий: статья 16

Настоящий федеральный закон о ветеранах боевых действий был принят в 1995 году. Он состоит из преамбулы и глав, каждая из которых в свою очередь состоит из статей.

Статья 16 этого нормативного правового акта предусматривает права участников боевых действий на получение тех или иных социальных льгот и выплат.

Сюда входит следующая социальная помощь:

  1. Пенсионное обеспечение.
  2. Обеспечение жильем.
  3. Скидка на оплату услуг ЖКХ.
  4. Медицинская помощь и др.

В зависимости от того, к какой категории относится воевавший на благо родины, в статье 16 предусмотрен отдельный пункт и подпункт, предусматривающий государственные социальные привилегии.

Так, например, для ветеранов Афганистана предоставляются льготы по получению ежегодного отпуска. Для ветеранов и участников чеченских военных действий – обеспечение бесплатным лечением и путевками в санаторно-курортные учреждения и др.

Его положения могут дополняться и конкретизироваться отдельными приказами министерств и ведомств. Принимать законы, которые будут соответствовать этому Федеральный закон имеют право как регионы, так и муниципалитеты. Каждый подп. закона о ВБД раскрывает отдельную льготу, о которых будет рассказано ниже.

Данный нормативный правовой акт претерпевал различные изменения. Так, ранее закреплялось, что ветераны имеют право на преимущественную покупку земельных участков различных категорий назначения. Теперь в соответствие с новым законам им положено предоставлять бесплатное первоочередное право на вступление в кооперативы.

В законе также отмечается, что граждане должны быть надлежащим образом информированы о том, какими правами они обладают. Для этого создается единая информационная система социального обеспечения. Именно там указано, на какую льготу имеет право тот или иной ветеран.

Органами, ведающими в сфере данных правоотношений, являются органы социальной защиты населения, действующие в каждом регионе РФ.

Законодательная основа

Чтобы узнать, какие льготы положены ветеранам труда в Московской области в 2019 году, необходимо обратиться к действующему законодательству.

На федеральном уровне регулирует взаимоотношения по предоставлению льгот ветеранам труда ФЗ-5 от 12.01.1995г. Статья 22 (она называется «Меры социальной поддержки ветеранов труда») содержит отсылку к региональному законодательству, а в ст. 7 указано, какие лица при соблюдении определенных условий могут претендовать на получение статуса.

Таким образом, именно местное законодательство субъекта РФ определяет полный список льгот для данной категории граждан. В Московской области действует местный закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», который имеет следующие реквизиты: дата принятия — 23.03.2006г., номер — 36/2006-ОЗ. В данном законе приведен перечень льгот для ветеранов труда.

Порядок оформления звания в Московской области указан в Постановлении Правительства МО от 27.09.2017г. №807/35.

Льготы и денежные выплаты для ветеранов труда в Москве в 2019 году – как получить?

Основная информация

Закон был принят в январе 1995 года в условиях проведения экономических реформ для защиты прав ветеранов. За 13 лет его содержание изменялось неоднократно, в марте 2020 года вступила в силу пятидесятая редакция документа.

Нововведения связаны с меняющейся экономикой и политической ситуацией в стране: уровень жизни и пенсионного обеспечения в 90 годы и сегодня существенно разнятся. Наиболее серьезные изменения произошли в 2004 году с принятием 122-го федерального закона, известного как «Закон о монетизации», когда натуральные льготы были переведены в денежные выплаты.

Последующие корректировки не являются столь кардинальными.