Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Исторические формы семьи и брака в китае

Юридический взгляд на семью

В плоскости правоотношений брак — это официально оформленный по закону добровольный союз с целью создания семьи. Его регистрация порождает взаимные права и обязанности супругов, касающиеся личных и имущественных вопросов.

С точки зрения закона, заключение брачного союза основывается на правовых нормах, а не на моральных устоях.

Семейный статус определяет систему обязанностей и прав для каждого из супругов.

Официальный брак регистрируется в государственных или религиозных инстанциях, наделенных соответствующими полномочиями. Права и обязанности супругов возникают исключительно в зарегистрированном союзе.

Простое сожительство партнеров (гражданский брак) не порождает никаких правоотношений. Штамп в паспорте гарантирует соблюдение прав каждого члена семьи в различных правовых ситуациях. Для решения наследственных, алиментных, жилищных вопросов необходимо представить свидетельство о заключении брака.

Исторические формы семьи и брака

Институционализация семейных отношений носила длительный и сложный характер.

На них существенное влияние оказали природный, трудовой, экономический, религиозный, моральный, политический и правовой факторы. В зависимости от них семья и брак приобретали самые разные, порой причудливые формы. К сожалению, в современной социологии нет однозначной классификации (типологии) семейно-брачных отношений. При решении этой задачи исследователи используют самые разные критерии. Нам представляется, что ведущим критерием, основным фактором, позволяющим определить форму семейных отношений, является брак между субъектами семьи (мужем или мужьями и женой или жёнами и, соответственно, нормы взаимоотношений между ними). Если применить этот критерий, то просматривается следующая картина семейнобрачных отношений.

Очевидно, первой исторической формой брака был групповой. Его основу составлял сексуальный союз определённой группы мужчин и женщин, в которой все взрослые одновременно являлись мужьями и жёнами (сексуальными партнёрами). Следовательно, и семья носила групповую форму (семейная группа). Дети считались общим достоянием, велось совместное хозяйство, разделение труда имело примитивные формы. Забота о членах семьи и особенно о детях носила коллективный характер. Разумеется, групповые формы брака и семьи имели у разных народов своеобразие, порой весьма существенно отличались; но в главном — они совпадают.

Такая форма брачно-семейных отношений имела место в примитивных обществах (предобществах, доиндустриальных обществах). Правда, её отголоски имеют место и в современном обществе. Речь идёт о так называемой «шведской семье» и семейных коммунах, изредка встречающихся в США и некоторых других странах.

В шведской семье, например, совместно проживают несколько мужчин и женщин. Их соединяют не только сексуальные, но и хозяйственные, эмоциональные и другие взаимоотношения.

Второй исторической формой брачных отношений стал полигамный брак (от древнегреческого poli — много и gamos — брак) объединяющий трёх, или большее количество сексуальных партнёров. Такая форма брака появилась благодаря зарождению частной собственности, государства, права. Подобный брак, соответственно, породил и полигамную семью. Полигамные брачно-семейные отношения имеют два вида — полигинию и полиандрию.

Полигиния (многожёнство) предполагает одного мужа и несколько жён. Их количество может достигать несколько сотен. Полиандрия означает многомужество, т.е. одна женщина является одновременно женой нескольким мужчинам. В этом случае, как правило, женится старший брат, приводит жену в свой дом, а младшие братья автоматически становятся ей мужьями.

Полигиния имеет широкое распространение в странах с исламской религией. Причём возможны её различные варианты. Скажем, все жёны могут проживать в одном доме с мужем и вести совместное хозяйство. Но они могут проживать и раздельно, имея отдельный дом и индивидуальное хозяйство. В таком случае муж эпизодически наведывается к своей супруге и детям. В каждом конкретном случае имеет место собственная регламентация семейно-брачных отношений, но не выходящая за рамки данного института.

Полиандрия (многомужество) встречается довольно редко. В наше время она сохранилась на Тибете.

Третьей исторической формой брачно-семейных отношений является моногамия (единобрачие), представляющая собой союз двух субъектов — мужчины и женщины. Возникнув в глубокой древности, моногамия со временем стала ведущей формой семейных отношений во многих обществах, во всяком случае, в евроаме- риканских.

Преимущество моногамии над другими формами семьи очевидно. Здесь имеют место более близкие отношения супругов между собой, чувство любви, заботы, верности, стремления эффективно вести хозяйство, передать наследство детям и т.п.

Итак, тремя основными историческими формами семьи являются семейная группа, полигамная и моногамная семьи.

Вместе с тем семейные отношения, особенно в условиях моногамии имеет множество вариантов в связи с чем, социологи выделяют их различные виды и разновидности.

Так, если за критерий классификации взять степень самостоятельности, то выделяют нуклеарную и расширенную семью.

Нуклеарная, или простая семья состоит из мужа, жены, их детей. Супруги самостоятельны, независимы от своих родителей, имеют собственное хозяйство. Нуклеарные семьи наиболее рапро- странены в современных обществах.

Расширенная, или сложная семья, состоит из родственников двух-трёх поколений (дедушки, бабушки, их дети, внуки и т.д.), проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

В свою очередь, расширенная семья имеет такие разновидности, как патрилокальная и матрилокальная. Критерием такого деления выступает место проживания супругов. Если супружеская

пара проживает вместе с родственниками мужа или поблизости от них, то такую семью называют патрилокальной. А если супруги живут вместе или поблизости от родственников жены, то такую семью принято называть матрилокальной.

Патрилокальные и матрилокальные семьи преимущественно характерны для архаичных обществ. Хотя встречаются и в современных, особенно в России, где имеет место дефицит жилья. В России семья традиционно рассматривалась как весьма крупное объединение людей — семь «я», семь личностей, т.е. супругов, родителей одного из супругов и нескольких детей.

Иногда социологи и демографы за критерий классификации семей берут количество детей, имеющихся в них. Следовательно, выделяются семьи: бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

Если за критерий взять длительность супружеских отношений, то можно получить такие разновидности семьи, как: молодёжная, молодая, среднего супружеского возраста и пожилая семьи.

Если за основу супружеских отношений взять юридический аспект, что можно все семьи разделить на формальные и неформальные.

В формальных семьях брачные отношения между супругами закреплены юридически и религиозно, т.е. санкционированы государством или церковью.

В неформальных семьях брак между супругами не санкционирован ни церковью, ни государством. Неформальные семьи, как и формальные, могут иметь детей, имущество, вести совместно хозяйство, воспитывать подрастающее поколение и т.п. В простона- речьи такую форму брачно-семейных отношений называют «гражданским» браком или сожительством. Последнее более точно отражает реальное положение вещей.

В последнее время появилась новая разновидность брачносемейных отношений — гомосексуальная. Речь идёт о том, что представители одного пола будь-то мужчины или женщины получили право заключать между собой брачный союз и вести официально совместную жизнь. Такие брачно-семейные отношения имеют место в Голландии, Швеции, Англии и ряде других стран.

Имеются и некоторые другие разновидности семейнобрачных отношений.