Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Конфликт интересов мвд

Механизм выявления и разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

В.Б. Коробов

доктор социологических наук, профессор,

начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье дается определение понятия «конфликт интересов», представлены порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, варианты и формы урегулирования потенциального или реального конфликта, а также принципы системы управления конфликтами интересов.

Конфликт интересов — это понятие, обозначающее противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного.

Принципалом в данном случае выступают как частные лица, организации, так и общество (государство) в целом.

Формула, описывающая структуру конфликта интересов:

КИ = КС + С + И,

где КИ — конфликт интересов;

КС — конфликтная ситуация;

С — стороны (субъекты) конфликта;

И — инцидент (прямое столкновение субъектов конфликта).

В соответствии с Законом «О государственной гражданской службе» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Конфликт интересов возникает тогда, когда публичные должностные лица принимают решения, руководствуясь, прежде всего, своими личными интересами в ущерб государственным.

Типичный вариант ситуации, которая свидетельствует о явном конфликте интересов с точки зрения сложившихся в законодательстве подходов:

ответственный сотрудник федерального ведомства пытается «протолкнуть» решение в пользу предприятия, акционером которого является, через подчиненных сотрудников. Существующий конфликт заключается в том, что сотрудник пытается оказать давление на подчиненных, чтобы «протолкнуть» решение, которое может принести ему финансовую выгоду.

Фаворитизм подразумевает назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с принадлежностью к определенной партии, роду, религии, секте и другим предпочтительным группировкам.

Кумовство — это форма фаворитизма, когда руководитель предпочитает выдвигать своих родственников на государственные должности.

Наиболее важным из организационных конфликтов является конфликт между требованиями инструкций (административных регламентов) и требованиями достижения плановых показателей (стандартов госуслуг, показателей «управления по результатам» и т.д.).

Разновидность организационного конфликта в разных органах существенно отличается наблюдаемость выполняемых ими действий и конечных результатов деятельности.

1. Неправильный выбор способа контроля создает стимулы для агентов сосредоточиться

непосредственно на требованиях отчетности вместо надлежащей организации работы. Пример: многочисленные побочные последствия от применения последовательно

меняющихся систем показателей оценки работы органов внутренних дел.

2. Проблема появления «неправовых» или «незаконных поручений» к должностным лицам государства, когда должностное лицо не защищено от неблагоприятных для него последствий в случае невыполнения такого поручения, что создает предпосылки для появления таких поручений и их последующего выполнения.

Личный конфликт интересов возникает в связи с широким набором факторов. Например, в связи с:

— разрешением дел, касающихся близких людей (родственников или друзей);

— разрешением дел, касающихся поддерживаемых политических организаций;

— возможностью получения взятки за определенное принятие решения;

— возможностью трудоустройства после ухода с государственной службы в компанию, которой могут быть выделены государственные заказы или о конкурентах которой за время службы была получена ценная информация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— интересами, которые возникают в связи с работой по совместительству;

— получением подарков от частных лиц и организаций;

— политическим интересом использовать должностное положение во время

предвыборной кампании.

Критерии выявления в правоохранительной деятельности конфликта интересов:

— оценка меры «юридического дозволения» издавать акты и совершать действия или, иными словами, оценка широты дискреционных полномочий;

— анализ соответствия фактически совершенных действий нормативно установленной компетенции правоохранительных органов, их должностных лиц;

— оценка полученных материально-финансовых благ и оказанных услуг для

заинтересованных лиц и соответствия их нормативным основаниям;

— оценка соотношения между нормой закона (по видам действий и кругу лиц) с фактическими результатами ее применения;

— анализ соответствия фактического круга партнеров (клиентов) нормативно

установленному;

— динамика правонарушений в сфере регулирования законом (законами), статистика соотношения правомерных и неправомерных актов и действий сотрудников правоохранительных органов.

Типичные факторы, способствующие возникновению конфликта интересов:

A. Факторы, связанные с реализацией полномочий правоохранительного органа

1. Широта дискреционных полномочий.

2. Определение компетенции по формуле «вправе».

3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права.

4. Злоупотребление правом заявителя.

5. Выборочное изменение объема прав.

6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность.

8. Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх компетенции».

9. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти

Б. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов

10. Наличие пробела в регулировании.

11. Отсутствие административных процедур.

12. Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур.

13. Отсутствие запретов и ограничений для служащих в конкретной сфере деятельности.

14. Отсутствие ответственности служащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Отсутствие контроля за государственными органами и служащими.

16. Нарушение режима прозрачности информации.

B. Факторы системного характера

17. Ложные цели и приоритеты.

18. Нормативные коллизии.

19. «Навязанная» коррупциогенность.

Г. Проявления конфликта интересов

20. Формально-технический конфликт.

21. Непринятие (своевременное) НПА.

22. Нарушение баланса интересов.

Статья 19 Закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе») определяет обязательность урегулирования конфликта, основанного на следующих принципах:

— обязанности гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов, в том числе посредством предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— обязанности представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

— рассмотрения проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и с урегулированием конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями;

— участия в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее У от общего числа членов комиссии);

— единообразия правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента Российской Федерации.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе включает в себя следующие действия:

— Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

— Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов.

— Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

— Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей.

— Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

— В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под конфликтом интересов следует понимать:

— ситуацию, когда должностное лицо, выполняющее поручения или совершающее определенные действия от имени и в интересах другого лица (принципала), при выполнении определенного поручения имеет конкурирующие профессиональные или личные обязательства, денежную или неденежную заинтересованность, которые затрудняют объективное исполнение поручения.

— При этом личную заинтересованность можно определять через получение любых выгод, как материальных, так и нематериальных.

Под личной заинтересованностью служащего (правоохранительной службы, в частности), которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать:

— возможность получения материально-финансовых выгод в виде доходов, денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для себя, членов семьи, иных заинтересованных физических и юридических лиц, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами;

— получение нематериальных выгод — административных преференций, моральнопсихологического удовлетворения и т.д., нарушающих законные интересы граждан, общественных организаций и объединений, интересы, подрывающие авторитет государственных учреждений, правоохранительной системы, создающие потенциально криминогенные условия.

Система управления конфликтами интересов должна действовать на основе следующих принципов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обязательное раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов или даже видимости такого конфликта;

— индивидуальное рассмотрение, оценка серьезности рисков для органов внутренних дел каждого конфликта интересов и урегулирование каждого случая конфликта интересов;

— конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса урегулирования (по желанию сотрудника);

— соблюдение баланса интересов органов внутренних дел и сотрудника при урегулировании конфликта интересов;

— защита сотрудника от преследования в связи с конфликтом интересов, который был своевременно раскрыт самим сотрудником.

Варианты и формы урегулирования потенциального или реального конфликта интересов:

— органы внутренних дел после проведения проверки не расценивают как конфликт интересов те ситуации, которые создают или могут создать конфликт с интересами органов внутренних дел:

— ограничение сотруднику органов внутренних дел доступа к конкретной информации, которая может иметь отношение к частным интересам сотрудника;

— добровольный отказ сотрудника органов внутренних дел или его отстранение -постоянно или временно — от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

— пересмотр и изменение круга обязанностей и служебных функций сотрудника;

— временное отстранение сотрудника от должности, если его частные интересы входят в противоречие с должностными обязанностями;

— перевод сотрудника на должность, предусматривающую выполнение служебных функций, не связанных с конфликтом интересов;

— увольнение сотрудника из органов внутренних дел по инициативе самого сотрудника;

— увольнение сотрудника по инициативе органов внутренних дел за дисциплинарные проступки при наличии оснований, предусмотренных применимым правом;

— передача имущества, составляющего конфликтный частный (личный) интерес, в доверительное управление;

— отказ сотрудника органов внутренних дел от своего частного (личного) интереса, порождающего конфликт с интересами органов (органа) внутренних дел.

В целях минимизации основных рисков, связанных с реальным или потенциальным конфликтом интересов, органы внутренних дел могут запрещать своим сотрудникам:

— использовать в личных интересах или интересах третьего лица деловые возможности, о которых сотруднику стало известно в связи с работой в органах внутренних дел или использованием имущества и/или информации органов внутренних дел;

— участвовать в целях получения прибыли или иной личной выгоды во взаимоотношениях с организациями, с которыми органы внутренних дел находятся в ситуации взаимоотношения, если такое участие не было сначала одобрено в письменной форме руководством органов внутренних дел в пределах полномочий, делегированных сотруднику самим руководством;

— передавать третьим лицам внутреннюю информацию органов внутренних дел в собственных интересах или в интересах третьих лиц;

— участвовать в любой деятельности вне занятости в органах внутренних дел, которая противоречит требованиям органов внутренних дел к рабочему времени сотрудника или которая влечет использование к выгоде стороннего работодателя возможностей органов внутренних дел, информации, являющейся собственностью государства (органов внутренних дел), полученных во время работы в системе органов внутренних дел.

Конфликт интересов и «утрата доверия» по отношению к сотруднику ОВД

Наиболее частой причиной использования формулировки «в связи с утратой доверия» для увольнения сотрудника ОВД, как было выявлено из анализа судебной практики, является наличие и неурегулирование конфликта интересов.

Рис. 3. Конфликт интересов сотрудника ОВД

Ранее уже было сказано, что конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы сотрудника могут оказать влияние на его служебную деятельность.

Личная заинтересованность государственного служащего — это наличие возможности получения незаконных доходов или выгоды другой формы для себя или своей семьи в ходе выполнения служебных обязанностей. К примеру, если сотруднику ОВД директор крупного предприятия предлагает финансовые средства за закрытие дела о некотором правонарушении, то у сотрудника ОВД возникает личная заинтересованность и, следовательно, конфликт интересов. Конфликтом интересов является также ситуация, когда сотрудник ОВД принимает участие в расследовании уголовного дела своего родственника.

Конфликт интересов не всегда принимает коррупционную направленность. Так, к конфликту интересов относится наличие служебного спора между сотрудниками. Между тем не вызывает сомнений, что неадекватное управление разрешением конфликта между личными интересами и государственными обязанностями должностных лиц органов внутренних дел может порождать коррупцию.

Сотрудник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. В данном случае сотруднику ОВД необходимо знать не только собственные права и обязанности, ограничения и запреты, но и требования служебной дисциплины, служебного поведения.

Наличие конфликта интересов и непринятие мер к его урегулированию является поводом для увольнения сотрудника из органов внутренних дел с использованием формулировки «в связи с утратой доверия», что объясняется двумя причинами:

— во-первых у сотрудника всегда есть возможности для урегулирования конфликта интересов путем обращения к вышестоящему руководству. Если конфликт не был урегулирован, следовательно, руководство ОВД имеет право сделать вывод о преднамеренном сокрытии информации сотрудником, а значит о наличии виновного деяния;

— во-вторых сокрытие информации о конфликте интересов сотрудником ОВД может объясняться и тем, что этим сотрудником ситуация создавалась намеренно, что также является виновным деянием.

Рис. 4. Схема правового регулирования конфликта интересов в ОВД

Подробно типовые ситуации конфликта интересов государственных служащих рассматриваются в методических рекомендациях МВД.

Рассмотрим некоторые из возможных ситуаций:

1. Участковый уполномоченный полиции, находясь в служебном помещении, получает подарок от представителя «Жилкомсервиса», который находится в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений (нарушение законодательства об охране окружающей среды, проверка соблюдения должностными лицами и гражданами установленных правил регистрационного учета и др.).

Сотруднику в данном случае рекомендуется не принимать никаких подарков вне зависимости от их стоимости.

2. Сотрудник полиции пользуется льготами и скидками коммерческих организаций, которые находятся на обслуживаемой им территории.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органов внутренних дел.

3. Руководитель органа внутренних дел получает подарки от физических лиц или организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику в данном случае рекомендуется не принимать никаких подарков вне зависимости от их стоимости.

4. Руководитель органа внутренних дел пользуется платными услугами физических лиц или организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел.

5. Руководитель органа внутренних дел пользуется платными услугами коммерческих организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел.

6. Руководитель органа внутренних дел принимает решение о размещении бюджетных средств в банке, в совет директоров которого входит его супруга.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику рекомендуется до принятия сотрудником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел, на территории которого находится обозначенный банк.

7. Сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы вручает представление об установке камеры видеонаблюдения директору магазина «Оружие», рекомендуя воспользоваться услугами определенной фирмы.

Сотруднику при выявлении нарушений законодательства в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

При неурегулировании рассмотренных ситуаций со стороны сотрудника ОВД принимается решение о проведении служебной проверки и последующем расторжении служебных отношений с использованием формулировки «в связи с утратой доверия».

Для предотвращения или урегулирования конфликта интересов представителем нанимателя сотрудника ОВД могут быть предприняты следующие меры: перевод сотрудника на другую должность или изменение служебного положения сотрудника, отстранение сотрудника от исполнения обязанностей, отказ сотрудника от личной выгоды.

В территориальных ОВД ситуации возникновения и урегулирования конфликта интересов анализируются на заседаниях комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике согласно Приказу МВД РФ № 579 от 27 июля 2009 г.

Комиссии в рамках собственных полномочий рассматривают возможности совмещения видов трудовой деятельности сотрудника (совместительства), предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и ситуации склонения сотрудника ОВД к коррупционным правонарушениям.

Заседания комиссии ведутся в плановом порядке и по заключению руководства органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ о заслушивании работника или же рассмотрении задач закрепления законности и дисциплины в территориальных органах. Заседания могут быть открытыми и закрытыми.

Рис. 5. Причины конфликта интересов со стороны сотрудника ОВД

Основанием для заключения руководства о заслушивании сотрудника на комиссии может стать:

1. Несоблюдение сотрудником служебной дисциплины.

2. Несоблюдение сотрудником норм профессиональной этики.

3. Наличие сведений о личной заинтересованности сотрудника, которая может стать или уже стала причиной конфликта интересов, коррупционного правонарушения.

4. Межличностный инцидент в коллективе.

Работник, как правило, обязан быть заблаговременно осведомлен с причинами его заслушивания на комиссии.

В случае поступления в комиссию информации из иных источников о наличии у работника личной заинтересованности, которая может стать или уже стала причиной конфликта интересов и о совершении сотрудником нарушения законности, служебной дисциплины, норм профессиональной этики, председатель комиссии незамедлительно сообщает о ситуации и руководству органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ в целях принятия им мер по предотвращению коррупционного правонарушения или же конфликта интересов.

Организационно-техническое и документационное обеспечение работы комиссии возлагается на аппарат по работе с сотрудниками органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ, в котором комиссия осуществляет деятельность.

В рамках работы комиссии не реже одного раза в полугодие проводится оперативное совещание, на котором председателем комиссии представляется доклад о проделанной работе.

При этом в целях эффективной деятельности комиссии оговаривается, что заседание должно быть проведено не позднее десятидневного срока с момента поступления указания руководителя органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ.

Несмотря на правовое урегулирование конфликтов интересов в органах внутренних дел, нежелание ряда государственных служащих выполнять требования к служебному поведению и избегать конфликта интересов при прохождении государственной службы остается одной из основных проблем в системе государственной службы в РФ, в связи с чем необходимо:

— проводить политику по информированию сотрудников ОВД;

— обеспечить регулирование взаимоотношений сотрудников на уровне ОВД, с населением, организациями, внутренними положениями и нормами.

Оценка степени вины сотрудника в возникновении и неурегулировании конфликта интересов проводится в рамках служебной проверки. В зависимости от результатов служебной проверки и принимаются меры о форме дисциплинарной ответственности.

На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники) федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) и от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете иметь счета в иностранных банках) налагаются ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о службе сотрудник обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.

Сотрудник и гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, при заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел (далее – контракт) обязан соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (часть 3 статьи 21 Закона о службе).

Ограничения и запреты, установленные Законом о службе и Законом о полиции

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Закона о полиции.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о полиции сотрудник полиции не может находиться на службе в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Кроме того, частью 2 статьи 29 Закона о полиции определено, что на сотрудника полиции распространяются ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и статьями 17, 18 и 20 Закона о государственной гражданской службе, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о службе в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника.

Ограничения и запреты, установленные Законом о государственной гражданской службе

Статьей 17 Закона о государственной гражданской службе установлены следующие запреты, связанные с гражданской службой:

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банка.

3. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

5. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и Законом о запрете иметь счета в иностранных банках

Согласно подпунктам «а» и «д» пункта 1 и пункту 2 части 1 статьи 7.1 Закона о противодействии коррупции в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в пункте 1 настоящей части.

В соответствии со статьей 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Ответственность сотрудников

Статьей 30.1 Закона о полиции предусмотрено, что за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Согласно статье 49 Закона о службе нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, является грубым нарушением служебной дисциплины.

За нарушение служебной дисциплины согласно части 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 82 Закона о службе за несоблюдение сотрудником запретов и ограничений контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 82 Закона о службе сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

>Сотрудник полиции не имеет право заниматься