Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Консультант закон о бухгалтерском учете

Федеральный закон о бухгалтерском учете

Лекционное занятие 2

Тема 2: Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Количество часов: 2

Цель: Раскрыть 4-хуровневую систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России.

План проведения занятия:

1. Законодательное и нормативное регулирование бухучёта в России.

2. Федеральный закон о бухгалтерском учете.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

1. Законодательное и нормативное регулирование бухучёта в России

Система правового и методического регулирования бухучета в РФ базируется на 4-хуровневой системе нормативно-правовых актов.

1-й уровень – это законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормы других федеральных законов, затрагивающие вопросы бухучета и бухотчетности должны соответствовать ФЗ №402 «О бухгалтерском учете»

2-й уровень – Положения (стандарты) по бухучету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти.

3-й уровень – методические указания, инструкции, рекомендации, утверждаемые федеральными органами, министерствами и т.п. Сюда относятся планы счетов бухучета … организаций т инструкции по их применению.

4-й уровень – документы по организации и ведению бухучета, порядок подготовки и утверждения которых определяет руководитель организации в пределах принятой в организации учетной политики.

Федеральный закон о бухгалтерском учете

Федеральный закон о бухгалтерском учете содержит общие требования к бухгалтерскому учету, дает определения таких основных понятий как бухгалтерский учет, объекты и субъекты бухгалтерского учета, учетная политика, др. В нем раскрываются вопросы организации ведения бухгалтерского учета, порядок и формы составления первичных учетных документов и учетных регистров.

Вы точно человек?

Новый закон был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных при анализе действующей системы регулирования бухгалтерского учета.

В первую очередь курс развития направлен на приближение российской системы бухгалтерского учета к европейской системе. В условиях рыночной экономии государство должно обеспечить такую систему регулирования, которая будет гарантировать защиту прав всех взаимодействующих структур в сфере бухгалтерского учета.

С года Министерством финансов не было принято ни одного нового положения по бухгалтерскому учету, а ранее принятые вызывают многочисленные нарекания со стороны практикующих профессионалов. Международный опыт показывает, что именно саморегулирование отрасли профессиональным сообществом позволяет достичь адекватных результатов.

Многие положения до принятия закона, в частности, а именно, в том числе, правила оценки имущества и обязательств, противоречат принципам МСФО. Это существенно ограничивает возможности организаций в выборе эффективной технологии обработки учетной информации, усложняет автоматизацию учетных процессов. В настоящий момент имеет место массовое несоблюдение действующих положений по бухгалтерскому учету из-за неэффективности контроля и отсутствия действенных санкций за их нарушение. Это является еще одним шагом к формированию гражданского общества.

Закон – это всего лишь верхушка, основные рабочие нормы в стандартах бухгалтерского учета, которые в ближайшие годы будут разрабатываться и вводится в силу. Вступление в силу нового закона способствует повышению качества и эффективности регулирования сферы бухгалтерского учета.

Он освободит государство от выполнения ряда излишних функций, будет способствовать развитию саморегулирования в Российской Федерации, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.