Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Приватизация служебного жилья судебная практика верховного суда рф

Нормативное регулирование

Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:

  1. Процедура производится бесплатно.
  2. Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
  3. Приватизировать жилплощадь можно единожды.

Долгие годы Закон имел конечные сроки реализации, что ограничивало возможности использования права на приватизацию. Но в феврале 2018 года это ограничение было снято, чтобы не ущемлять интересы тех граждан, которые не успели воспользоваться своим правом.

Законодательные нормы, регулирующие процедуру приватизации, устанавливают некоторые ограничения. Согласно им нельзя приватизировать:

  1. Аварийные жилые объекты.
  2. Комнаты, расположенные в зданиях общежитий.
  3. Жилую площадь, которая располагается на территории закрытых военных городков.
  4. Служебное жилье.

Иные причины для отказа считаются необоснованными и подлежат оспариванию.

Основания для приватизации служебного жилья

В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.

Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

В судебной практике достаточно важным является вопрос о том, какие помещения имеют статус служебных, что, как следствие, ограничивает права граждан, проживающих в них, на приватизацию жилья. Верховным Судом дано разъяснение по этому поводу. Согласно Положению о госучете жилищного фонда в РФ (Постановление Правительства РФ от 13.10.97 г. № 1301) госучету подлежат жилые дома, общежития, гостиницы, приюты, служебные жилые помещения и т.д., пригодные для проживания.

Исходя из изложенного следует, что после того, как было принято решение соответствующим органом о том, чтобы включить квартиру или другое жилое помещение в число служебных, оно должно пройти регистрацию в качестве такого (служебного) помещения в органах госрегистрации (Определение ВС России от 23.06.2006 г. № 35-В06-12).

Установленный же запрет на реализацию права приватизации служебного жилья имеет ряд условий для его применения. Эти условия выработаны правоприменительной практикой принятия судебных решений Верховным и Конституционным судами России. Судебные решения этих инстанций предусматривают, что фактическое ограничение реализации прав граждан на приватизацию служебных жилых помещений должно быть законодательно обосновано, в том числе и обстоятельствами дела. В таких случаях суды обладают правовой возможностью в спорах о признании права на приватизацию служебных квартир и других жилых помещений самостоятельно выносить решение о том, обосновано ли ограничение права граждан на приватизацию и при этом должны учитываться как формальные следующие факторы:

  • то, что квартира отнесена в соответствующей документации к категории специализированного жилого фонда;
  • наличие в жилье свойств, которые характерны жилым помещениям специализированного фонда (укомплектованность инвентарем, мебелью, наличие правил внутреннего распорядка и т.д.).

Наличие оснований для приватизации

Теоретически приватизация служебного жилья (СЖ) возможна. Правда, в действующем законодательстве не найти ни одного правового основания, которое бы об этом свидетельствовало прямо:

  1. Законом № 154, принятым в 1991 г., установлен запрет на приватизацию некоторых видов жилых помещений, в том числе, и служебных (Ст. 4).
  2. Однако той же статьей документа закреплено за собственниками жилфонда право не препятствовать приватизации (абз. 2 Ст. 2). А значит, она запрещена не на все 100%.

Когда служебное жилье передается в муниципальную собственность, это означает, что его статус изменился. Оно перестает быть служебным. Поэтому к такой квартире должен применяться тот правовой режим, который распространяется на обычные жилые помещения, предоставленные в пользование по договору социального найма.

В итоге квадратные метры можно приобрести в собственность. Такое право появляется у граждан, занимающих жилую площадь, предоставленную ранее, как служебную. Основанием выступают положения указанного выше Закона (абз. 1 Ст. 2).

Читайте также статью ⇒ Признание приватизации недействительной.

Какое жилье считается служебным?

В соответствии с жилищным законодательством, служебным является жилье, которое предоставляется человеку на период действия трудового договора. При этом собственником помещения является работодатель.

Если трудовые отношения будут прекращены, работнику потребуется выселиться из занимаемой жилплощади. Из этого правила есть и исключения. Так, например, работодатель не вправе выселить сотрудника и/или его семью, если в процессе выполнения служебных обязанностей он был травмирован, получил увечья или погиб.

Помимо понятия «служебное жилье», есть такой термин как «ведомственная жилплощадь». Это не одно и то же. Как правило, ведомственное жилье принадлежит государству и временно находится в оперативном управлении какого-либо учреждения.