Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Если угрожают расправой коллекторы

Юридическая база и полномочия коллекторов

До 2017 г. законодательная база, регламентирующая деятельность коллекторов, ограничивалась некоторыми статьями ГК и ФЗ 353 от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)».

По нему (ст. 15) деятельность коллекторов имеет следующие ограничения:

  • профвзыскатель может контактировать с должником путем звонков и личных встреч в период с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 — в праздничные;
  • КА имеет право отправлять письма, голосовые и текстовые сообщения (СМС);
  • сотрудники агентства не вправе применять методы, наносящие вред должнику или его имуществу, угрожать и запугивать его.

Обратите внимание! Нигде не прописана ответственность за несоблюдение правил. На практике это означает, что рассмотрение жалобы по факту нарушения ФЗ и ГК скорее всего закончится отказным решением. Привлекать к ответственности назойливых взыскателей следует по другим обвинениям: за угрозы (ст. 119 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), разглашение личной информации, вмешательство в частную жизнь и т. д.

Полномочия коллекторов

Из-за беспринципных и жестоких действий коллекторов законодатели предлагали вообще запретить эту сферу деятельности (Загсобрание Санкт-Петербурга от 20.01.2016). Однако дело ограничилось ФЗ № 999547-6 («Закон о коллекторах»). Он вступил в силу с 01.01.2017. В нем уточняются многие детали деятельности КА, например, вводится запрет на разговор с несовершеннолетними, применение физической силы и угроз расправы, ограничения по количеству звонков и СМС и т. д.

Как правильно разговаривать с коллекторами по телефону и при встрече

    • Кто звонит — фамилия, имя, отчество, должность;

 

  • Куда звонят — полное наименование компании, где работает коллектор;

 

 

  • Где располагается компания — фактический и юридический адреса вышеназванного коллекторского агентства;

 

 

  • Как связаться с компанией — контактные телефоны непосредственно компании, а не звонящего коллектора.

 

 

Шаг 4. Поле уточнения информации о коллекторе необходимо прояснить ситуацию по вопросам:

    • Связи банка-кредитора с данным коллекторским агентством — по какому кредитному договору звонит данный коллектор;

 

  • Установленного между банком-кредитором и коллекторским агентством договора;

 

 

  • Условий и суммы, требуемой коллектором.

 

 

Шаг 5. Оценить ситуацию и принять решение. Если у заемщика нет претензий к предъявляемым коллектором требованиям и сумме, а это случается очень редко, он может согласиться на предложение коллектора. Однако при этом стоит учитывать традиционную невыгодность такого решения для самого должника. Чаще встречается принятие решение о несогласии с предъявленными коллекторским агентством требованиями. В этом случае необходимо завершить разговор, сообщив о своем несогласии и предложением дальнейшего разбирательства в суде. При общении с коллектором по телефону должнику не стоит раскрывать информацию о месте его жительства, времени пребывания дома его самого и членов его семьи, месте работы и прочие личные данные. Что же делать если коллекторы пришли домой? Разговор с ними должен проходить без перехода на личности с обеих сторон, в деловом тоне, и лучше — в присутствии свидетелей. При первой встрече и уж тем более без получения подлинных документальных подтверждений передавать что-либо пришедшим должнику не стоит. После разговора с коллектором можно позвонить в банк и проверить действительность обращения к услугам данного коллекторского агентства в отношении конкретного заемщика. Еще одним правильным шагом будет получение консультации у кредитного адвоката.

Особенности беспредела и незаконных действий коллекторов

Беспредел и незаконные действия коллекторов подвергаются проверки на законодательном уровне. Ведь это те же люди, которые отвечают за свои действия перед законом. На них так же распространяется Гражданский и Уголовный кодекс.

Зачастую, коллекторские агентства, лицензированные Центробанком и входящие ассоциацию Напка, такими делами не занимаются. Они дорожат своей репутацией и стараются действовать в рамках закона.

С требованиями сотрудников сейчас сталкивается практически каждый второй человек, но тем не менее юридически подкованных граждан нет. Коллекторы – это люди, работающие в коллекторском агентстве, по определенному скрипту. У компании существует определенный алгоритм действий в той или иной ситуации.

Клиентом коллекторского агентства становятся должники кредитных учреждений, которые не смогли выплатить долг в установленный период. И банк решил привлечь к взиманию средств коллекторское агентство.

Услугами таких учреждений часто стали пользоваться и коммунальные службы, и физические лица.

Могут ли коллекторы звонить, угрожать, избить

Сотрудники не вправе угрожать должнику. По новому закону они вправе общаться без давления на должника. Если коллекторы угрожают, то нужно предупредить о записи разговора, записать и отправиться в прокуратуру. Там написать заявление установленного образца.  В этом случае нужно помнить, что разговаривать нужно спокойно и без эмоций. Не нужно оскорблять и действовать аналогичными способами.

Угроза физической расправой становится частым методом психологического воздействия на заемщика. В некоторых случаях слова переходят к делу.

Какие методы используют коллекторы для получения долгов, смотрите в этом видео:

Часто должники жалуются на то, что достали коллекторы. Если звонят коллекторы – это не значит, что они будут угрожать. Информационное общение агентству ни в коем разе не могут запретить понятие, как замучить звонками не принимается во внимание.

Лицензированные коллекторы делают звонок только в установленное в рамках закона время. Сейчас оно с 8–22 часов. Звонки коллекторов вправе быть записаны должником для урегулирования конфликта в будущем.

Обзвон должников осуществляют с целью выяснения информации о не погашении долга.

Коллекторы вправе высылать смс должнику о возврате долга. Новый закон также ограничивает действия коллекторов. Помимо временных рамок, там указано количество звонков в неделю. Они не должны превышать максимума в 2 звонка.

Методы воздействия на должника

Самыми частыми методами психологического воздействия на должника считаются:

  1. Изъятие имущества и его реализация. Это не правда. Они не вправе этого сделать, даже если коллекторы подали в суд. Если сотрудники подали в суд, то будет производиться оценка имущества и к должнику будет направлен финансовый управляющий. Сами сотрудники не могут никаким образом изымать имущество. Это нарушает действующий закон. При любых таких попытках нужно обращаться в прокуратуру или полицию. В такое кризисное время часто встречаются коллекторы мошенники.
  2. Коллекторы избиваю. Это запугивание на уровне уголовного кодекса. Деятельность сотрудников оговаривается в новом законопроекте. Все угрозы, связанные с насилием и иным психологическим воздействием карается лишением лицензии компании, а также штрафом. Для физического лица вплоть до лишения свободы.
  3. Проблемы с работодателем. Сотрудник вправе выезжать на адрес регистрации должника, а так же к работодателю. Разыскивать человека они вправе и через третьих лиц, указанных в анкете. Тут зависит все от адекватности руководителя.
  4. Проблемы с полицией или прокуратурой. Финансовые отношения заемщика и коллекторского агентства не интересуют правоохранительные органы. Если конечно должник не является мошенником, который взял кредит, зная что не будет его выплачивать.

Коллекторы: законно или нет

Для начала определимся, кто такие коллекторы. Угрожают расправой, физической или моральной, доводят до белого каления или если коллекторы угрожают службой банка, выездной бригадой и судом -максимум, на что способны коллекторские агентства, это подарить стресс и бессонные ночи. Цель — заставить погасить долг и драконовские проценты по кредиту банка, клиентом которого являлся должник. Банк, скорее всего, уступил долг коллекторам с 70% скидкой, либо, что реже, обратился к коллекторам за взысканием.

По закону, коллекторы имеют право только на информирование о долге, способах и сроках оплаты. Остальное выходит за рамки правого поля, а значит, намерения устроить “райскую жизнь”, равно как и оскорбления коллекторов по телефону, -противозаконны.

Куда обращаться при оскорблениях

Куда обратиться, если коллекторы оскорбляют по телефону, зависит от способа и места уничижения личности:

  • звонок на домашний (мобильный)
  • звонок на рабочий
  • звонок руководителю, соседу, родственнику  и т.д.

Если звонят на сотовый или домашний телефон, обратитесь в полицию, предварительно распечатав звонки (время, дату, номер), ФИО звонящего, должность, место работы и аудиозапись разговора. В разделе ниже читайте, как вести себя с коллекторами по телефону.

Если коллекторы названивают на рабочий телефон, вежливо попросите позвонить на домашний или личный мобильный. Укажите, что рабочие звонки прослушиваются, и коллектор нарушает конфиденциальность. Если это не помогло, читайте пункт ниже.

Если коллекторы названивают родственникам, подать в суд звонят на работу руководителю или соседу, смело составляйте заявление в полицию и Роспотребназдор о незаконном разглашении личных данных. Обратитесь в Центробанк с жалобой о разглашении банковской тайны.

Если коллектор угрожает родственникам, Рубикон перейден, попросите написать заявление в полицию за вымогательство и сообщить об этом коллектору при следующем звонке.

Как вести себя с коллектором по телефону

Не страшно, если Вы не владеете диктофоном для записи разговора. Главное, дать собеседнику понять, что Вы подкованы и знаете свои права. Попросите в этом случае подождать, инсценируйте звук записывающего устройства. Так Вы остудите пыл напористого коллектора.

Во время звонка будьте хладнокровны, кратки на слова. Попросите узнать ФИО звонящего, при отказе назваться, вешайте трубку — имеете полное право.

Если волнуетесь, сделайте заготовки с шаблонными фразами, чтобы было проще сориентироваться в ходе эмоционального разговора:

  • “Кто Вы? Представьтесь, пожалуйста.”
  • “Хочу предупредить, что в целях моей безопасности наш разговор записывается”
  • “Мое финансовое положение не позволяет выплатить долг, обратитесь в суд.”
  • “Я знаю свои права и ваши полномочия. Обращайтесь в суд.” (вешайте трубку)
  • “Ваше поведение оскорбляет мою честь и достоинство. Я не буду разговаривать в таком тоне” (вешайте трубку)

Важно быть кратким и говорить по делу. Не тратьте время на оправдания. Фразы “у меня трое малолетних детей”, “меня уволили с работы” и т.д. только  раззадорят недобросовестного коллектора.

Поймите, черный коллектор — тоже человек, пусть и с неудачной работой и сомнительными моральными принципами. Известны случаи, когда коллекторами становились практиканты факультетов психологии, в деле оттачивающие навыки влияния на психологическое состояние людей.

Что делать, если звонят по чужому долгу

Иногда коллекторы звонят по чужому долгу в целях обучения и тренировки перед реальными звонками. Если Вы не брали кредит, попросите звонящего обратиться по адресу, в противном случае, Вы обратитесь в суд за вымогательство. Увидев принципиальность клиента, горе-коллекторы больше не названивают по чужому кредиту.

Что делать, если звонят ночью

Коллекторы звонят ночью в нарушение статьи 353-го Федерального закона? Полиция, вот куда стоит пожаловаться в первую очередь. Как минимум, это статья за хулиганство. Подайте жалобу в Центробанк, последний применит санкции к микрофинансовой организации, нарушающей правопорядок.

Антиколлекторские агентства

Лучшее решение для спора с коллекторами — суд. По статистике, в половине исков суд встает на сторону должников, предлагая график небольших платежей и отказывая истцам в требовании выплатить бешеные проценты и пени. Поэтому коллекторы так неохотно доводят дело до суда, ведь они проигрывают.

Антиколлекторы — профессиональные юристы, умело пользующиеся пробелами в законодательстве для защиты должников от коллекторов. Угрожают полицией или коллекторы портят имущество соседей, подъезда (исписали стены, дверь, замки, лифт), для антиколлекторского агентства нет сложных вопросов.

Кого защищают антиколлекторы

Подзащитными антиколлекторов становятся люди, неспособные в силу возраста, пола, психологического состояния, образования или свободного времени постоять за себя в суде, составить заявление в полиции или подать жалобу в Банк России на неправомерные действия микрофинансовой организации.

К данной категории относятся молодые женщины, которым коллекторы угрожают опекой отобрать детей или даже взорвать детский сад.

Немудрено, что нервы в такой обстановке сдают, и не может идти и речи о том, чтобы хладнокровно постоять за себя в суде, вдумчиво ознакомиться с нормативными актами и грамотно составить исковое заявление.

Не ждите, пока коллекторы расклеят листовки в подъезде и объявления в лифте, порочащие должника перед соседями. Сохраняйте спокойствие, не мучайте себя невыплаченной задолженностью. В жизни случается всякое, а иногда обстоятельства толкают на отказ платить банку. В такие моменты нельзя забывать о своих законных правах и интересах.

Источник: https://Status643.ru/kollektory-zvonyat-i-ugrozhayut