Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Конспект занятия в детском доме

Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение);
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
  • Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

    Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

  • Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
  • Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
  • Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
  • Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики — здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

План-конспект занятия по теме:
ежедневное планирование в детском доме

примерное ежедневное планирование в детском доме на неделю

Вложение Размер
ezhednevnoe_planirovanie_v_detskom_dome.docx 43.96 КБ

Значимость музыкальных занятий в старшей группе ДОУ

Музыкальные занятия проводятся на протяжении всех лет дошкольного обучения. Музыка — необыкновенное средство, которые учит восприятию окружающего мира через звуковую эстетику, эмоционально-наполненные произведения. Проводимые занятия дарят детям радость, положительный заряд энергии, хорошее настроение, развивают чувство ритма, мелодичность.

Научно доказанный факт. Занятия музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей ребёнка.

В старшей группе детей нужно активно знакомить с различными музыкальными инструментами, обучать основам игры на них. Также приветствуются музыкальные занятия ритмичного характера, такие как ритмика, движения под музыку, различные музыкальные постановки. Необходимо показать дошкольникам, как воспринимать мир с помощью музыкальных средств.

Цели музыкальных занятий в старшей группе могут быть следующие:

  • развитие творческих способностей дошкольников с помощью музыки;
  • повышение интереса к музыке;
  • развитие музыкального слуха, ритмики, пластичности;
  • воспитание гармонично развитой личности.

Задачи различаются в зависимости от вида занятия, но можно выделить основные:

  • формирование интереса к музыкальным видам деятельности;
  • развитие способностей и навыков в определённой области (вокал, игра на музыкальном инструменте, ритмика);
  • формирование музыкальной культуры.

Приёмы, актуальные для старшей группы

  • Игровые приёмы. Приобщение к музыкальному искусству через игру создаёт оптимальные условия для привития любви к прекрасному, развития творческих способностей воспитанников.
    • неожиданное появление игрушек,
    • игры-импровизации,
    • дидактические игры,
    • создание игровой ситуации.

      Поскольку игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, игровые приёмы будут актуальны для воспитанников всех групп ДОУ.

  • Отгадывание загадок по теме занятия.
  • Введение элементов соревнования. Старшие дошкольники уже понимают, что представляет собой работа в команде и с удовольствием соревнуются друг с другом. Это даёт им возможность правильно оценить свои возможности и достижения.

Виды музыкальных занятий

Музыкальные занятия различаются по своему содержанию. Это может быть:

  • Типовое музыкальное занятие — традиционное занятие по музыке, которые включает исполнение, прослушивание и усвоение музыкального произведения. Структура построения такого вида занятий может быть разной. Например, начать можно с прослушивания какого-то известного произведения или, наоборот, сначала дети поют выученную песню хором.
  • Доминантное музыкальное занятие — вид урока, акцент которого направлен на что-то определённое. Например, на изучение музыкального инструмента, усвоение приёмов ритмики, развитие слуха и т. д.
  • Комплексное музыкальное занятие характеризуется использованием различных видов деятельности вместе с музыкой. Например, сочетание музыки и художественного творчества (рисования, лепки, танца, театральной деятельности), музыки и чтения литературного произведения, музыки и архитектуры, музыки и спорта. Такого рода занятия более сложные по своей структуре, поэтому рекомендуется начинать их внедрение со средней группы ДОУ. Проводятся они не чаще 1 раза в месяц.
  • Тематическое занятие выделяет определённую тему, объединяющую все виды музыкальной деятельности детей, на изучении которой строится весь ход проведения урока. Например, тема «Времена года» или «Сказки в музыке» и т. д.

В зависимости от количества участвующих в занятии воспитанников, выделяют:

  • индивидуальные занятия;
  • музыкальные занятия по подгруппам;
  • групповые музыкальные занятия.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД в старшей группе “Жилище человека”

Оргмомент: дети отгадывают загадки

В нём четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

  1. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие, и посмотрим, в каких домах жили и живут люди. Давайте представим, что мы оказались в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

Ответы детей: Пещера

Воспитатель: Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя и люди стали себе искать убежище в пещерах. Но это было не безопасно. Поэтому человек со временем научился строить дома. В ход шли брёвна, ветки, камни, глина. Выбор строительного материала зависел от того, где люди жили.

Представим, что мы попали в гости к эскимосам на Крайний Север. Здесь не бывает лета, поэтому снег и лёд никогда не тает. Это дом эскимоса, он имеет очень интересное название – иглу. Скажите, какой материал был использован для её строительства?

  Ответы детей: Йглу из снега

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы в центре России, где много лесов. Ребята, вы знаете как называется это жилище?

Ответы детей: Изба

Воспитатель: Издревле русские люди славились своей силой и мастерством. И строили они свои избы из сосны, ели и лиственницы, стволы этих деревьев хорошо удерживали внутреннее тепло и долго не гнили.

Крыши таких изб сначала покрывали соломой, а в наше время кроют железом.

Физминутка «Строим дом»

Целый деть тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточками стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот домик для бельчат.

Этот дом для белочек

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом Для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

 Мальчик он хороший

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше

(Выпрямленные пальцы обеих рук соединяют друг с другом под углом ,как крыша.

Называемые пальцы прижимают друг к другу. Сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга. Ритмично сжимают пальцы в кулак.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами оказались на природе у реки около леса. Кто знает, как называется жилище?

Ответы детей: Шалаш

Воспитатель: Шалаш – это легкое летнее временное жилище из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. Чаще всего шалаш строят на природе (в лесу, в поле, у реки). Шалаш служит укрытием на ночь и защищает от непогоды – ветра, грозы, дождя и т.д.

Шалаш – временный дом для путешественников, туристов, рыбаков и всех тех, у кого возникла необходимость недолгое время жить в природных условиях.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы вернулись в наше время. А теперь расскажите мне, какие дома строят современные люди?

Многоэтажные дома и коттеджи строят  из кирпичей, железобетонных панелей и деревянных брусьев. Эти современные материалы очень прочные и красивые.

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай» (с мячом).

(Дом из камня…..каменный

             соломы, дерева, глины, льда, кирпича, стекла, бетона, брёвен.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали и видели разные дома.  

  • Назовите жилище прошлого?
  • Назовите жилище северных народов?
  • Назовите сельское или деревенское жилище?
  • Как называется временное жилище?
  • Как называется жилище современных людей?

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/21/nod-v-starshey-gruppe-zhilishche-cheloveka

Ход занятия в детском саду

Воспитатель:

Доброе утро, дети. Хотите окунуться в волшебное приключение?

Ответы детей: Конечно.

Воспитатель:

Обратите любой — пожалуйста внимание на фланелеграф.

Вопрос:

1. Кто изображен на этих двух картинках?

2. Какие животные?

3. Чем они отличаются?

4. Где живут?

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Сегодня у нас сказочное путешествие. Давайте закроем глаза и отправимся в гости к животным.

Звучит музыка.

Воспитатель:

Садимся в автобус.

Остановка №1«Ферма»

Посмотрите, нет никаких животных. Только один маленький котенок.

(Воспитатель берет игрушку котика на руки и задает ей вопросы).

Воспитатель: Дети! Котик мне сказал, что был сильный ураган и всех домашних животных унесло в лес. Давайте найдем их.

Ответы детей: Поехали.

Воспитатель: Вот мы и на месте (лесная поляна).

Ой! Все животные смешались. Давайте диких животных оставим в лесу, а домашних вернем домой.

Ответы детей: С удовольствием.

Воспитатель: Вы очень ловкие. Отправляемся дальше.

Следующая остановка № 2: «Назови и покажи».

Дидактическое упражнение «Животное какое?»

Названия животных по признаку «дикая», «домашняя», «большая», «маленькая», «добрая», «злая», «активная», «ленивая».

Физкультминутка

Наш гусь поднялся на кладку,

Стал, как всегда, на зарядку.

Крылья вверх поднимал,

И вниз опускал.

(Дети делают соответствующие движения руками).

Повращался влево-вправо —

Ой, как же славно.

Покрутил он головой

Именно так, как мы с тобой.

(Возвращают головой слева-направо и наоборот).

Когда сделал гусь зарядку,

Моментально в реку прыгнул с кладки.

(Делают прыжок и приседание).

Говорит наш гусь: «Га-га-га!

Физкультурой заниматься: Да-да-да!».

Воспитатель: Давайте дальше путешествовать. Отправляемся.

Следующая остановка № 3: «Животные и их малыши»

Дидактическое упражнение «Животные и их малыши»

(серия картинок «Домашние животные с малышами»).

1. Воспитатель предлагает детям назвать домашних животных и детей. Дети работают парами.

Один ребенок называет взрослое животное, а второй — детеныша. Дети должны сказать, как кричит животное и его детеныш.

2. Воспитатель предлагает детям помочь найти животным их детенышей.

3. Воспитатель предлагает детям найти, кто находится справа, слева, выше или ниже определенного животного, который спрятался в пирамиде.

Воспитатель: Замечательные ответы.

А мы снова отправляемся.

Остановка № 4 «Как говорят животные»?

Дидактическое упражнение «Кто как кричит»?

1. Кто лает? (Собака). Как она лает? («Гав- гав»). А щенок? (Меняем тональность голоса).

2. Кто мяукает? Как? А котенок?

3. Кто мычит? Как? А теленок?

4. Кто мычит? Как кричит коза? А козленок?

5. Кто блеет? Как барашек блеет? А овечка?

6. Кто хрюкает? Как? А поросенок?

7. Кто квохчет? Как? А цыпленок?

Воспитатель: Правильно.

Отправляемся дальше.

Следующая остановка № 5 «Путаница»

Воспитатель: Слова в стихотворении перепутались. Нужно найти, что не так? Попробуем?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Вперед. Слушайте внимательно.

ПОРОСЕНОК

Поросенок хочет есть,

Не находит себе места.

Камней (каши) я ему сварю.

Поросенок скажет:

— Хрю!

— Мяу! Мяу! Мяу! (- Гав! Гав! Гав!)

КОТИК

Ходит котик еле слышно,

Поймал серенькую крышку (мышку).

Вверх он хвоста поднял

И сказал гордо:

— Мяу!

ПЕТУШОК

Кто нас будит, как будильник?

Ну конечно, это наш веник (петушок).

Он каждое утро в саду

Всем кричит:

— Кукареку!

КИТ И КОТ

Рыба кот (кит) живет в море.

Кит (кот) в доме и в кладовке.

Кот (кит) в море спит ночью.

Кит (кот) ночует на печи.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы. А наше путешествие подходит к концу. Я вижу, что Вы хорошо усвоили знания о домашних животных.

Ой, посмотрите. Это же волшебный сундук. Давайте откроем его вместе.

Ответы детей: Давайте.

Воспитатель: Но это же грамота от мудрой тетушки Совы «За отличное знание домашних животных», а также вкусности.