Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Нарушение миграционного режима для жителей украины

Кто может быть наказан за нарушение миграционных правил

Необходимо понимать, что в процессе приема иностранного гражданина на российской земле задействованы три стороны:

  • непосредственно сам иностранный гость;
  • принимающая сторона (родственник, работодатель, вуз и др.);
  • территориальный контролирующий орган.

В контексте взаимодействия каждый из этих субъектов должен придерживаться своих обязательств, и наказание за несоблюдение норм предусмотрено также для всех трех сторон.

Сразу же следует отметить, что рамки миграционных правил не ограничены только законностью пересечения российской границы и сроками нахождения внутри государства. Данное законодательство имеет дело еще и с вопросами документов, трудоустройства иностранцев, пролонгации их пребывания в РФ.

Разновидности нарушений

Итак, нарушение миграционного режима России имеет свою классификацию, которая приводится ниже.

Нарушения, связанные с режимом пребывания:

  1. Несоблюдение правил въезда на российскую территорию.
  2. Отсутствие необходимых документов.
  3. Нарушение предписаний относительно транзитного проезда.
  4. Несвоевременная постановка на учет в отделении миграции.
  5. Неверно указанная цель визита, если она не соответствует истинным действиям мигранта в стране.
  6. Предоставление ложной информации о своей личности или использование поддельных документов.

За все эти правонарушения предусмотрен штраф в размере 2-5 тысяч рублей. Кроме того, контролирующий орган может применить и такую меру наказания, как выдворение, которое в указанных случаях не является обязательным, но возможным.  За неуплату назначенного штрафа нарушителя ждет двойной штраф или, того хуже, административный арест.

Незаконное трудоустройство:

  • выполнение любых видов работ без специального разрешения и патента. За это нарушение налагается штраф от 2 до 5 тысяч рублей и снова-таки появляется угроза выдворения;
  • несоблюдение ограничений, которые выдвигаются относительно выполнения отдельных видов работ – в данном случае караются должностные лица: выплатой штрафа в том же диапазоне.

Невыполнение миграционных требований одной из сторон (все суммы указаны в рублях):

Нарушение Штраф
Несоблюдение правил оформления документов. В такой ситуации ответственность за нарушение миграционного режима ложится как на должностные лица, так и на самих граждан должностные лица – 45–50 тыс. руб.;
физические лица – 2–4 тыс. руб.;
юридические лица – 400–500 тыс. руб.
Необеспечение в установленные сроки выезда иностранного гражданина за пределы РФ должностные лица – 2–4 тыс. руб.
В случае предоставления иностранцам жилья с нарушением предусмотренного порядка граждане – 2–4 тыс. руб.;
должностные сотрудники – 25–30 тыс. руб.;
юридические лица – 250–300 тыс. руб.
За неисполнение своих обязанностей, связанных с миграционным учетом граждане – 2–5 тыс. руб.;
должностные лица – 40–50 тыс. руб.;
юридические лица – 400–500 тыс. руб.
Несвоевременность предоставления информации об иностранцах или ее отсутствие
За привлечение к работе иностранных мигрантов, не получивших патент мигранты – 2–5 тыс. руб.;
должностные лица – 25–50 тыс. руб.;
юридические лица -250–800 тыс. руб.

В качестве альтернативы штрафам юридических лиц может быть выбрана такая мера, как приостановка деятельности предприятия на 3 месяца.

Привлечение иностранцев к работе незаконным путем (штрафные санкции):

  • за неуведомление компетентного органа о принятии на работу иностранца: граждане – 2-5 тысяч рублей, должностные сотрудники – 25-50 тысяч, юрлица – 250-800 тысяч рублей. В этом случае деятельность предприятия также может быть приостановлена на 90 дней; 
  • за несоблюдение ограничений на выполнение некоторых видов работ должностные лица будут вынуждены заплатить 45-50 тысяч, а юрлица – 800 тысяч – 1 миллион рублей; 
  • за предоставление работодателем ложных сведений о своем наемном работнике иностранного происхождения самому работодателю придется уплатить 350-800 тысяч, должностным лицам – 35-80 тысяч, а работнику – 2-5 тысяч рублей.

Во всех перечисленных случаях за уклонение от административного наказания также предусмотрен двукратный размер финансовых санкций или административный арест.

Кто является субъектом нарушений в области миграции

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.

В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2019 году задействованы три стороны (субъекта):

  • сам иностранец либо апатрид-нерезидент;
  • физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
  • госорган в сфере миграционной политики.

Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.

Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

Миграционные законы: краткая характеристика

Современная миграционная политика Российской Федерации направлена на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения демографических проблем страны.

Россия традиционно занимает входит в тройку мировых лидеров по объемам миграции: в 2017 году поток въезжающих в страну мигрантов составил более 14 миллионов человек, поток выезжающих – 12 миллионов.

Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными актами.

Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:

  • Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
  • Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
  • Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
  • тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ МВД (ФМС);
  • межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими государствами об урегулировании данного вопроса;
  • отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан.

Легализация пребывания

По сообщению бывшей ФМС Российской Федерации, срок преференций — пребывания в России на льготных условиях — для граждан, зарегистрированных на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, не изменится.

Граждане других регионов Украины имеют право безвыездно находиться на территории РФ в течение 90 суток и получать разрешение на работу на тех же основаниях, что и остальные граждане стран-членов СНГ, пересекающих границу России по безвизовому режиму. Однако новые миграционные правила для украинцев не коснулись режима пересечения границы РФ — они все так же могут использовать внутренний паспорт.

Миграционная служба предупреждает гостей из Украины, что льготный миграционный режим для них отменен и последним сроком продления временного пребывания в РФ стал октябрь 2015 года.

До конца октября 2015 года украинцам из мирных областей страны следовало обратиться в территориальные отделения миграционной службы и легализовать свой правовой статус.

Экс-руководитель ФМС России К. Ромодановский заявил, что граждане Украины, не получившие разрешительных документов, рискуют стать невъездными на срок от трех до десяти лет. Это предупреждение не касается лишь жителей двух областей, упомянутых выше. Согласно ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 27.12. 2019 ) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019), нарушение миграционных правил может повлечь за собой не только штрафные санкции, но и административное выдворение, депортацию или реадмиссию.

Что установлено кодексами

Сразу нужно конкретизировать тот факт, что ответственность в случае нарушения правил миграционного учета в виде штрафов предусмотрена, помимо названного КоАП, еще и Уголовным кодексом РФ.

Штрафные санкции могут быть применены в таких случаях:

  1. Несоблюдение иностранным подданным правил въезда на территорию России или режима проживания (пребывания) влечет наложение на него административного штрафа от 5 до 7 тысяч рублей и возможное административное выдворение из Российской Федерации. Нарушением признается отсутствие или утрата документов, которые подтверждают право мигранта на жительство в стране; невыполнение условия выезда из России после окончания срока действительности документа, разрешающего пребывание на ее территории.
  2. Неисполнение принимающим лицом обязанностей по миграционному учету, возложенных на него законодательством, влечет наложение финансовых санкций:
  • для физических лиц – от 2 до 4 тысяч рублей;
  • должностным лицам придется внести от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц сумма намного выше – 400–500 тысяч рублей.

В частности, штраф за отсутствие миграционного учета может быть применен ГУВМ МВД (бывшая ФМС) к работодателю, у которого выявлены нелегально пребывающие в РФ сотрудники.

Санкции за фиктивную регистрацию

За обнаруженный факт фиктивной регистрации либо постановки на учет статьей 322 УК РФ определено наказание в виде:

  • штрафа размером 100–500 тыс. рублей;
  • исполнения принудительных работ сроком до 36 месяцев либо лишения свободы на аналогичный срок.

Под фиктивной постановкой иностранцев на учет по месту проживания в Российской Федерации подразумевается:

  • постановка на основании предъявленных заведомо ложных (недостоверных) сведений либо документов;
  • не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении без намерения мигранта использовать помещение для проживания (пребывания) или без намерения принимающей стороны предоставить для этих целей рассматриваемую жилплощадь;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

Законом от 12.11. 2019 № 420-ФЗ внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ: из предыдущей формулировки «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» исключено слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях.

Какой штраф за просрочку регистрации иностранного гражданина предусмотрен в РФ?

Для этого следует отыскать управление миграционной службы по месту пребывания и явиться туда в добровольном порядке. Обязательно нужно указать уважительную причину, почему регистрацию не продлили.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, причины возникшей просрочки, государственный орган вынесет свое решение.

Если обстоятельства сложатся удачно, то необходимо будет заплатить штраф за просроченную регистрацию и заняться продлением просроченной регистрации. Право оштрафовать правонарушителя имеет право орган УФМС России и подвергнуть либо административной ответственности, либо выселить из страны вовсе. Сумма штрафа за просрочку зависит от региона, где регистрация иностранного гражданина закончилась: около 2000–5000 рублей за просроченную миграционную карту; около 5000–7000 для жителей Москвы и Санкт-Петербурга с обязательными принудительными мерами в виде выезда из страны;